Образ традиционного русского дома


«Образ традиционного русского дома»

10

Муниципальное образовательное учреждение

Гимназия эстетического профиля

Г. Смоленска

Конспект урока по изобразительному искусству

в 4 классе

по теме: «Образ традиционного русского дома»

Творческое задание: «Строитель» - создать образ русской избы, используя гофрированный картон и цветную бумагу (техника аппликации). Используется технология воображения.

Учитель высшей категории

Уласень Алла Филаретовна

Гимназия эстетического

профиля г. Смоленска

2007 год

Цели урока:

    1. Познакомить учащихся с красотой традиционных построек родной земли, с составными частями русской избы.

    2. Формировать такие важные понятия, как дом, семья, Родина.

    3. Проследить зависимость формы жилища от природных условий. Рассмотреть конструкцию и декор русских изб (глаголь, кошель, изба брусом).

    4. Создать образ русской избы, используя гофрированный картон и цветную бумагу (техника аппликации). Для коллективного панно.

Творческое задание: «Строитель» - создать образ русской избы, используя гофрированный картон и цветную бумагу.

Практическая работа: создание образа русской избы для коллективного панно «Деревня».

Материалы и инструменты: гофрированный картон, белая бумага, цветная бумага, клей, карандаш, ножницы, гуашь. Кисти, баночка для воды.

Зрительный ряд: наглядные пособия – типы русской избы, репродукции работ А. Саврасова, И. Левитана, В. Стожарова, И. Шишкина, макет русского дома.

Литературный ряд: стихотворение Н. Языкова, высказывание А. С. Пушкина. «Как строили на Руси» - художественная литература, Из дневника государыни императрицы Александры Федоровны Романовой.

Музыкальный ряд: русские народные мелодии

Вид занятия: аппликация

Форма организация деятельности: индивидуально-коллективная

Тип урока: комбинированный

Применяемые технологии и методы: частично-поисковый, исследовательский, объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, метод свободы в системе ограничений, здоровьесберегающая технология, технология воображения

План урока

  1. Организационный момент.

  2. Повторение ранее изученной темы.

  3. Самоцелеполагание.

  4. Сообщение темы и целей урока.

  5. Сообщение новых сведений.

  6. Практическая работа.

  7. Подведение итогов урока.

Ход урока:

  • приветствие;

  • проверка готовности к уроку;

  1. Повторение ранее изученной темы

- Давайте вспомним, о чем мы с вами говорили на прошлом уроке? ( о пейзаже родной земли).

- С какими картинами, каких художников пейзажистов вы познакомились? (И. И. Левитан «Март», «Золотая осень»; А. К, Саврасов «Грачи прилетели», И. И. Шишкин «Апрель», «Осень», «Перед грозой».)

- Что хотели показать нам художники в своих произведениях? (они показывали, как красива наша природа в любое время года.)

- Правильно. Смотришь на их картины и понимаешь, что невозможно не любить Русь, невозможно не любить эти леса, поля, равнины.

На доске: записывается тема четверти: «Истоки родного искусства».

Зачитывается стихотворение Н. Языкова.

Мой друг, что может быть милей

Бесценного родного края?

Там солнце катиться светлей

Там радостней весна златая

Прохладней легкий ветерок

Душистее цветы, там холмы зеленее,

Там сладостней звучит поток

Там соловей поет звучнее.

- Вы сейчас прослушали стихотворение Н. Языкова, как вы думаете, о ком говорится в нем? (Ответы детей)

  1. Сообщение темы урока и целей урока

Сегодня мы познакомимся с красотой традиционных построек родной земли.

Тема нашего урока будет звучать так: «Образ традиционного русского дома».

Тему урока записываю на доске.

Сегодня на уроке мы:

  • Проследим зависимость формы жилища от природных условий.

  • Рассмотрим конструкцию и декор русской избы.

  • Познакомимся с составными частями русской избы.

  • В практической работе попытаемся воссоздать образ русской избы, используя такой материал, как гофрированный картон и цветную бумагу.

  1. Сообщение новых сведений.

Время, человек, его помыслы. Мечты, надежды – все обращено к будущему. Часто мы забываем о прошлом. Все, что есть ценного в нашей культуре, существует только благодаря прочной связи прошлого и настоящего.

На доске записываю слова А. С. Пушкина:

«Уважение к минувшему – вот черта

отличающая образованность от дикости»

Вопрос. Задумывались ли вы о том, что строения, жилища, существуют не сами по себе, а в мудрой согласованности к природным окружениям, образуя тем самым гармоничную целостность?

Человек с давних времен живет среди природы. И нет на земле, наверное, человека, который не любил бы ее. Но природа в разных уголках нашей земли разная.

Русского человека издавна окружала природа с нежно-березовыми рощами и мощными дубравами, с полянами и тихо текущими речками, с ее огромными просторами.

Рассматриваем репродукции работ русских художников: И, Левитана,

И. Шишкина, В. Стожарова.

Так глубоко и проникновенно могли передать красоту русской природы только люди, горячо любившие свою Родину, свою землю. Облик русского человека складывался в окружении этой природы. Природные условия сказывались на характере русского человека. Великороссия «со своими лесами, топями, болотами на каждом шагу представляла тысячу мелких опасностей, с которыми приходилось бороться. Это приучало великороссов зорко следить за природой. Они боролись с природой в одиночку, в глуши леса с топором в руке».

В наших краях люди жили по берегам рек и озер в окружении леса. Реки зимой и летом служили дорогами, а непроходимый лес защищал от врагов. Люди охотились, ловили рыбу, но главным их делом стала работа в поле.

Красота нашей земли создана не только природой. Она сохраняет следы людского труда. Наши предки отвоевывали землю у леса и превращали ее в пашню. Век за веком ухоженная крестьянином суровая природа обретала сглаженность и покой. Природа изменялась трудом человека.

Отрывок из дневника Александры Федоровны Романовой:

«Главным центром жизни человека должен быть дом. Это место, где растут дети…, все их окружение и все, что происходит, влияет на них, даже самая маленькая деталь может оказать прекрасное или вредное воздействие. Даже природа вокруг них формирует будущий характер. Все прекрасное, что видят детские глаза, отпечатывается в их чувствительных сердцах. Каждый дом похож на своего создателя. Утонченная натура делает дом утонченным, грубый человек и дом сделает грубым.

Дом, каким бы он не был скромным, маленьким, для любого члена семьи должен быть самым дорогим местом на земле. Он должен быть наполнен такой любовью, таким счастьем, что, в каких бы краях человек потом ни странствовал, сколько бы лет ни прошло, сердце его должно все равно тянуться к родному дому. Во всех испытаниях и бедах родной дом – убежище для души.»

Обратим свой взор к русской деревне – суровой, сдержанной и в тоже время приветливой, как сама природа этого края. Дерево служило основным материалом. Из дерева крестьяне мастерили почти все предметы, нужные ему в быту. Избы рубили тоже из дерева. Отсюда и слово «деревня».

Деревенские избы ставились в старину не по порядку, а как говорили на «радостном месте», чтобы хозяину было удобно и чтобы соседу не мешать. Со временем их стали выстраивать фасадом, то есть лицом, к дороге, и получилась «у-лица».

Избы в селах раньше никогда не красили и ничем не обшивали. Люди умели ценить удивительную красоту и теплоту дерева, его спокойную силу. Не сразу родилось строительное мастерство. Веками накапливался опыт, очищался от всего случайного, передавался из рук в руки, из поколения в поколение. Так вырастала народная строительная мудрость.

Давайте рассмотрим, как выглядела русская изба, какие были виды изб, и из каких составных частей она состоит.

Запись на доске. ИЗБА – это слово звучало в древности как «истьба», «истопка», то есть жилище, которое отапливалось изнутри и служило надежным укрытием от холода. (Дети записывают в тетрадь).

Крестьянин ставил свой дом прочно, основательно, чтобы жить в нем было удобно и чтобы всякий, кто смотрел на него, радовался.

В устройстве избы наблюдался порядок, найденный трудом многих поколений.

Предлагается рассмотреть различные типы изб, которые представлены на доске. Обращается внимание на то, что строились различные типы изб. Это, изба ГЛАГОЛЬ, изба БРУСОМ, изба КОШЕЛЬ. Рассматриваем эти типы изб, обращаем внимание на особенности их построек, находим отличие в постройке (сравнение).

Вопрос: Что общего в украшении этих изб?

Ответ: У этих изб общий принцип украшения частей дома.

Вопрос: Откуда у русского человека стремление украсить свою избу?

Выслушиваются ответы учеников.

Корректировка учителя: Потребность в красоте – неотъемлемое качество русского человека. Творить красоту для него было естественно, как выполнять разную работу. Красота помогала жить, скрашивала жизнь в трудных условиях.

Для строительства изб выбирали особые деревья, закладку дома начинали лишь после новолунья. Под углы первого венца клали клочок шерсти, горсть зерна, ладан, воск. Бревна скрепляли в ВЕНЕЦ. Венец на венец – и вырастает КЛЕТЬ или СРУБ (запись на доске.) Дети записывают названия в тетрадь.

Рассматриваем макет традиционного русского дома.

Знакомимся с составными частями русской избы.

Предлагается рассмотреть избу, и узнать из каких частей она состоит.

Учитель делает зарисовку на доске, а дети в тетради.

ДВУСКАТНАЯ КРЫША – шапка здания. Чем она выше, тем легче скатывается с нее снег и дождь. ОКНА - очи, глаза, свет. А над ним, как положено, чело, так красиво раньше называли лоб. Здесь же бывает ЛОБОВАЯ ДОСКА, которая закрывает стык бревен сруба с досками треугольника под крышей. А края кровли выступают, и их концы прикрывают узорчатые доски – ПРИЧЕЛИНЫ. Стык причелин, чтобы встык не попадала влага, вверху закрыт небольшим, свешивающимся вниз ПОЛОТЕНЦЕМ.

Причелины, полотенце, лобная доска обязательно украшались резьбой.

Каждая изба украшалась с особой выдумкой. Но если приглядеться, всегда увидишь похожие мотивы. Например, на концах причелин и полотенец часто можно было увидеть резную круглую розетту. Это символическое изображение солнца.

В этих символах отголоски далеких времен, когда люди поклонялись могущественным силам природы. Мир представлялся древнему человеку населенным не только реальными существами, но и духами добра и зла. Защищая свое жилище от злых сил, человек изображал магические ЗНАКИ-ОБЕРЕГИ на самых ответственных местах и особенно там, где прикрывались щели и отверстия. Так что украшение не только украшало, но и как бы охраняло.

Запись в тетрадь. Украшения- обереги

Среди украшений-оберегов чаще всего встречаются изображения птиц и коней. Конь – верный помощник крестьянина в труде, и в бою, и в пути. Часто можно увидеть деревянное изображение головы коня над избой. Этот конь-оберег, завершает собой длинное, выдолбленное бревно-охлупень, которое закрывает собой стык обоих скатов крыш. Его так и называют – КОНЕК КРЫШИ.

Вы видите, что в доме крестьянина все было продумано и все имело свое значение. Постройка, изображение и украшение здесь помогают друг другу и объединены общим смыслом.

Окно – глаза на лице дома, связь с внешним миром, поэтому и НАЛИЧНИКИ – самая украшенная часть избы. По всей нашей стране можно увидеть большое разнообразие украшенных наличников. Но и сегодня можно в их деревянном кружеве можно найти древние символические знаки.

Встречаются избы двух и трехэтажные. От таких строений веет несокрушимой мощью: смотришь, и возникает образ крестьянина-богатыря, удалого и в то же время степенного, прочного.

Физкультминутка.

Мы шагаем, мы шагаем,

Руки выше поднимаем

Голову не опускаем.

Дышим ровно, глубоко.

Вдруг мы видим у куста

Выпал птенчик из гнезда.

Тихо птенчика берем

И назад в дупло кладем.

Впереди из-за куста

Смотрит рыжая лиса.

Мы лисичку обхитрим,

На носочках побежим.

Побежали, побежали,

До избушки добежали.

Мы избушку осмотрели

И за парты дружно сели.

Предлагается детям создать образ русской избы, используя гофрированный картон и цветную бумагу. Повторяются правила работы с ножницами. Обращается внимание на расположение полосок в картоне. Украшения изб можно выполнить из белой, а также из цветной бумаги. Повторяется, как выполнить две одинаковых элемента (показать на примере). Предлагается выполнить одну из изученных изб. Это может быть изба брусом, изба глаголь, изба кошель и традиционная изба. На доске пишется примерный план работы над аппликацией. Каждый этап работы рассматривается, проговаривается с демонстрацией приемов работы, которые вызывают затруднения учеников. Можно предложить небольшой группе выполнить макет дома. С этой группой работа ведется индивидуальная. Во время практической работы ведется корректировка. Полученные дома в конце урока вклеиваются в уже подготовленный фон на прошлом уроке. (Во время работы звучит музыка.)

Проверка работ учащихся с обсуждением.

Проставление оценок с обсуждением.

Рефлексия:

- Что интересного вы узнали на уроке?

- Из каких составных частей состоит изба?

- Назовите элементы декора в русской избе.

- Для чего изображались знаки-обереги, и какие из них вы запомнили.

- Где располагались знаки-обереги, на каких местах в русской избе?

- С какими видами изб вы познакомились?

Уласень А.Ф.

multiurok.ru

«Образ традиционного русского дома»

10

Муниципальное образовательное учреждение

Гимназия эстетического профиля

Г. Смоленска

Конспект урока по изобразительному искусству

в 4 классе

по теме: «Образ традиционного русского дома»

Творческое задание: «Строитель» - создать образ русской избы, используя гофрированный картон и цветную бумагу (техника аппликации). Используется технология воображения.

Учитель высшей категории

Уласень Алла Филаретовна

Гимназия эстетического

профиля г. Смоленска

2007 год

Цели урока:

    1. Познакомить учащихся с красотой традиционных построек родной земли, с составными частями русской избы.

    2. Формировать такие важные понятия, как дом, семья, Родина.

    3. Проследить зависимость формы жилища от природных условий. Рассмотреть конструкцию и декор русских изб (глаголь, кошель, изба брусом).

    4. Создать образ русской избы, используя гофрированный картон и цветную бумагу (техника аппликации). Для коллективного панно.

Творческое задание: «Строитель» - создать образ русской избы, используя гофрированный картон и цветную бумагу.

Практическая работа: создание образа русской избы для коллективного панно «Деревня».

Материалы и инструменты: гофрированный картон, белая бумага, цветная бумага, клей, карандаш, ножницы, гуашь. Кисти, баночка для воды.

Зрительный ряд: наглядные пособия – типы русской избы, репродукции работ А. Саврасова, И. Левитана, В. Стожарова, И. Шишкина, макет русского дома.

Литературный ряд: стихотворение Н. Языкова, высказывание А. С. Пушкина. «Как строили на Руси» - художественная литература, Из дневника государыни императрицы Александры Федоровны Романовой.

Музыкальный ряд: русские народные мелодии

Вид занятия: аппликация

Форма организация деятельности: индивидуально-коллективная

Тип урока: комбинированный

Применяемые технологии и методы: частично-поисковый, исследовательский, объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, метод свободы в системе ограничений, здоровьесберегающая технология, технология воображения

План урока

  1. Организационный момент.

  2. Повторение ранее изученной темы.

  3. Самоцелеполагание.

  4. Сообщение темы и целей урока.

  5. Сообщение новых сведений.

  6. Практическая работа.

  7. Подведение итогов урока.

Ход урока:

  • приветствие;

  • проверка готовности к уроку;

  1. Повторение ранее изученной темы

- Давайте вспомним, о чем мы с вами говорили на прошлом уроке? ( о пейзаже родной земли).

- С какими картинами, каких художников пейзажистов вы познакомились? (И. И. Левитан «Март», «Золотая осень»; А. К, Саврасов «Грачи прилетели», И. И. Шишкин «Апрель», «Осень», «Перед грозой».)

- Что хотели показать нам художники в своих произведениях? (они показывали, как красива наша природа в любое время года.)

- Правильно. Смотришь на их картины и понимаешь, что невозможно не любить Русь, невозможно не любить эти леса, поля, равнины.

На доске: записывается тема четверти: «Истоки родного искусства».

Зачитывается стихотворение Н. Языкова.

Мой друг, что может быть милей

Бесценного родного края?

Там солнце катиться светлей

Там радостней весна златая

Прохладней легкий ветерок

Душистее цветы, там холмы зеленее,

Там сладостней звучит поток

Там соловей поет звучнее.

- Вы сейчас прослушали стихотворение Н. Языкова, как вы думаете, о ком говорится в нем? (Ответы детей)

  1. Сообщение темы урока и целей урока

Сегодня мы познакомимся с красотой традиционных построек родной земли.

Тема нашего урока будет звучать так: «Образ традиционного русского дома».

Тему урока записываю на доске.

Сегодня на уроке мы:

  • Проследим зависимость формы жилища от природных условий.

  • Рассмотрим конструкцию и декор русской избы.

  • Познакомимся с составными частями русской избы.

  • В практической работе попытаемся воссоздать образ русской избы, используя такой материал, как гофрированный картон и цветную бумагу.

  1. Сообщение новых сведений.

Время, человек, его помыслы. Мечты, надежды – все обращено к будущему. Часто мы забываем о прошлом. Все, что есть ценного в нашей культуре, существует только благодаря прочной связи прошлого и настоящего.

На доске записываю слова А. С. Пушкина:

«Уважение к минувшему – вот черта

отличающая образованность от дикости»

Вопрос. Задумывались ли вы о том, что строения, жилища, существуют не сами по себе, а в мудрой согласованности к природным окружениям, образуя тем самым гармоничную целостность?

Человек с давних времен живет среди природы. И нет на земле, наверное, человека, который не любил бы ее. Но природа в разных уголках нашей земли разная.

Русского человека издавна окружала природа с нежно-березовыми рощами и мощными дубравами, с полянами и тихо текущими речками, с ее огромными просторами.

Рассматриваем репродукции работ русских художников: И, Левитана,

И. Шишкина, В. Стожарова.

Так глубоко и проникновенно могли передать красоту русской природы только люди, горячо любившие свою Родину, свою землю. Облик русского человека складывался в окружении этой природы. Природные условия сказывались на характере русского человека. Великороссия «со своими лесами, топями, болотами на каждом шагу представляла тысячу мелких опасностей, с которыми приходилось бороться. Это приучало великороссов зорко следить за природой. Они боролись с природой в одиночку, в глуши леса с топором в руке».

В наших краях люди жили по берегам рек и озер в окружении леса. Реки зимой и летом служили дорогами, а непроходимый лес защищал от врагов. Люди охотились, ловили рыбу, но главным их делом стала работа в поле.

Красота нашей земли создана не только природой. Она сохраняет следы людского труда. Наши предки отвоевывали землю у леса и превращали ее в пашню. Век за веком ухоженная крестьянином суровая природа обретала сглаженность и покой. Природа изменялась трудом человека.

Отрывок из дневника Александры Федоровны Романовой:

«Главным центром жизни человека должен быть дом. Это место, где растут дети…, все их окружение и все, что происходит, влияет на них, даже самая маленькая деталь может оказать прекрасное или вредное воздействие. Даже природа вокруг них формирует будущий характер. Все прекрасное, что видят детские глаза, отпечатывается в их чувствительных сердцах. Каждый дом похож на своего создателя. Утонченная натура делает дом утонченным, грубый человек и дом сделает грубым.

Дом, каким бы он не был скромным, маленьким, для любого члена семьи должен быть самым дорогим местом на земле. Он должен быть наполнен такой любовью, таким счастьем, что, в каких бы краях человек потом ни странствовал, сколько бы лет ни прошло, сердце его должно все равно тянуться к родному дому. Во всех испытаниях и бедах родной дом – убежище для души.»

Обратим свой взор к русской деревне – суровой, сдержанной и в тоже время приветливой, как сама природа этого края. Дерево служило основным материалом. Из дерева крестьяне мастерили почти все предметы, нужные ему в быту. Избы рубили тоже из дерева. Отсюда и слово «деревня».

Деревенские избы ставились в старину не по порядку, а как говорили на «радостном месте», чтобы хозяину было удобно и чтобы соседу не мешать. Со временем их стали выстраивать фасадом, то есть лицом, к дороге, и получилась «у-лица».

Избы в селах раньше никогда не красили и ничем не обшивали. Люди умели ценить удивительную красоту и теплоту дерева, его спокойную силу. Не сразу родилось строительное мастерство. Веками накапливался опыт, очищался от всего случайного, передавался из рук в руки, из поколения в поколение. Так вырастала народная строительная мудрость.

Давайте рассмотрим, как выглядела русская изба, какие были виды изб, и из каких составных частей она состоит.

Запись на доске. ИЗБА – это слово звучало в древности как «истьба», «истопка», то есть жилище, которое отапливалось изнутри и служило надежным укрытием от холода. (Дети записывают в тетрадь).

Крестьянин ставил свой дом прочно, основательно, чтобы жить в нем было удобно и чтобы всякий, кто смотрел на него, радовался.

В устройстве избы наблюдался порядок, найденный трудом многих поколений.

Предлагается рассмотреть различные типы изб, которые представлены на доске. Обращается внимание на то, что строились различные типы изб. Это, изба ГЛАГОЛЬ, изба БРУСОМ, изба КОШЕЛЬ. Рассматриваем эти типы изб, обращаем внимание на особенности их построек, находим отличие в постройке (сравнение).

Вопрос: Что общего в украшении этих изб?

Ответ: У этих изб общий принцип украшения частей дома.

Вопрос: Откуда у русского человека стремление украсить свою избу?

Выслушиваются ответы учеников.

Корректировка учителя: Потребность в красоте – неотъемлемое качество русского человека. Творить красоту для него было естественно, как выполнять разную работу. Красота помогала жить, скрашивала жизнь в трудных условиях.

Для строительства изб выбирали особые деревья, закладку дома начинали лишь после новолунья. Под углы первого венца клали клочок шерсти, горсть зерна, ладан, воск. Бревна скрепляли в ВЕНЕЦ. Венец на венец – и вырастает КЛЕТЬ или СРУБ (запись на доске.) Дети записывают названия в тетрадь.

Рассматриваем макет традиционного русского дома.

Знакомимся с составными частями русской избы.

Предлагается рассмотреть избу, и узнать из каких частей она состоит.

Учитель делает зарисовку на доске, а дети в тетради.

ДВУСКАТНАЯ КРЫША – шапка здания. Чем она выше, тем легче скатывается с нее снег и дождь. ОКНА - очи, глаза, свет. А над ним, как положено, чело, так красиво раньше называли лоб. Здесь же бывает ЛОБОВАЯ ДОСКА, которая закрывает стык бревен сруба с досками треугольника под крышей. А края кровли выступают, и их концы прикрывают узорчатые доски – ПРИЧЕЛИНЫ. Стык причелин, чтобы встык не попадала влага, вверху закрыт небольшим, свешивающимся вниз ПОЛОТЕНЦЕМ.

Причелины, полотенце, лобная доска обязательно украшались резьбой.

Каждая изба украшалась с особой выдумкой. Но если приглядеться, всегда увидишь похожие мотивы. Например, на концах причелин и полотенец часто можно было увидеть резную круглую розетту. Это символическое изображение солнца.

В этих символах отголоски далеких времен, когда люди поклонялись могущественным силам природы. Мир представлялся древнему человеку населенным не только реальными существами, но и духами добра и зла. Защищая свое жилище от злых сил, человек изображал магические ЗНАКИ-ОБЕРЕГИ на самых ответственных местах и особенно там, где прикрывались щели и отверстия. Так что украшение не только украшало, но и как бы охраняло.

Запись в тетрадь. Украшения- обереги

Среди украшений-оберегов чаще всего встречаются изображения птиц и коней. Конь – верный помощник крестьянина в труде, и в бою, и в пути. Часто можно увидеть деревянное изображение головы коня над избой. Этот конь-оберег, завершает собой длинное, выдолбленное бревно-охлупень, которое закрывает собой стык обоих скатов крыш. Его так и называют – КОНЕК КРЫШИ.

Вы видите, что в доме крестьянина все было продумано и все имело свое значение. Постройка, изображение и украшение здесь помогают друг другу и объединены общим смыслом.

Окно – глаза на лице дома, связь с внешним миром, поэтому и НАЛИЧНИКИ – самая украшенная часть избы. По всей нашей стране можно увидеть большое разнообразие украшенных наличников. Но и сегодня можно в их деревянном кружеве можно найти древние символические знаки.

Встречаются избы двух и трехэтажные. От таких строений веет несокрушимой мощью: смотришь, и возникает образ крестьянина-богатыря, удалого и в то же время степенного, прочного.

Физкультминутка.

Мы шагаем, мы шагаем,

Руки выше поднимаем

Голову не опускаем.

Дышим ровно, глубоко.

Вдруг мы видим у куста

Выпал птенчик из гнезда.

Тихо птенчика берем

И назад в дупло кладем.

Впереди из-за куста

Смотрит рыжая лиса.

Мы лисичку обхитрим,

На носочках побежим.

Побежали, побежали,

До избушки добежали.

Мы избушку осмотрели

И за парты дружно сели.

Предлагается детям создать образ русской избы, используя гофрированный картон и цветную бумагу. Повторяются правила работы с ножницами. Обращается внимание на расположение полосок в картоне. Украшения изб можно выполнить из белой, а также из цветной бумаги. Повторяется, как выполнить две одинаковых элемента (показать на примере). Предлагается выполнить одну из изученных изб. Это может быть изба брусом, изба глаголь, изба кошель и традиционная изба. На доске пишется примерный план работы над аппликацией. Каждый этап работы рассматривается, проговаривается с демонстрацией приемов работы, которые вызывают затруднения учеников. Можно предложить небольшой группе выполнить макет дома. С этой группой работа ведется индивидуальная. Во время практической работы ведется корректировка. Полученные дома в конце урока вклеиваются в уже подготовленный фон на прошлом уроке. (Во время работы звучит музыка.)

Проверка работ учащихся с обсуждением.

Проставление оценок с обсуждением.

Рефлексия:

- Что интересного вы узнали на уроке?

- Из каких составных частей состоит изба?

- Назовите элементы декора в русской избе.

- Для чего изображались знаки-обереги, и какие из них вы запомнили.

- Где располагались знаки-обереги, на каких местах в русской избе?

- С какими видами изб вы познакомились?

Уласень А.Ф.

multiurok.ru

III. Введение в тему: «Образ традиционного русского дома»

Мастер Постройки помогает понять мудрость деревянных построек старой русской архитектуры. Изба – строение лесного края. Мастера строили в основном без гвоздей, топором.

Просмотр презентации «Русские избы» о красоте русского зодчества (Приложение 1)

IV. Практическая часть

Создавая образ деревни, нужно иметь ввиду богатство деревянного мира: избы, амбары, сараи, риги, бани, мельницы, колодцы, церкви, часовни, ограды, ворота. Существовало много типов изб: амбары, изба на подклети с «поветью» (второй этаж), крыльцо, гульбище (функция, образ гостеприимства).

Задание:Работа над образом традиционного русского дома – избы.

Просмотр презентации «Деревня» (Приложение 2)

Показ приёмов работы (на доске) гуашевыми красками, широкие горизонтальные мазки с пробелами изображают бревенчатые стены. Необходимо подобрать характерный цвет дерева: серебристо-серый, золотисто-коричневый. Смежные стены решаются в контрасте. Нужно обратить внимание на то, что окна лучше изображать после того, как будут написаны стены. Резные доски украшений избы изображают контрастным цветом тонкой кистью. В ходе работы решаются задачи изображения пространства, колористической цельности образа.

V. Итог

Рефлексия, вернисаж.

VI. Задание:Подготовка художественных принадлежностей.

ЗАДАЧА 2.5.

Обобщенная формулировка задачи

Вы готовитесь к уроку изобразительного искусства

Ключевое задание

Выберите из предложенных задач те, которые могут быть реализованы на данном уроке, предложите методы ведения урока в соответствии с выбранными задачами.

Задачи:

1. Развитие навыков и умений работы с пластилином.

2. Развитие наблюдательности и фантазии.

3. Формирование интереса к скульптуре.

4. Формирование умения раскрывать художественный образ в объемном изображении.

5. Развитие цветоощущения.

6. Знакомство с перспективой.

7. Передача пропорций человеческого тела

8. Знакомство с произведениями художников

3.Контекст решения задачи:

Тема урока: «Образ человека и его характер, выраженный в объеме», 2 класс (программа Б.М. Неменского «Изобразительное искусство и художественный труд», 3 четверть «О чем говорит искусство»).

Краткое содержание урока: Мастер Изображения создает для нас зримые образы. Но он делает это не только на бумаге или холсте. Изображения могут быть выполнены в камне, пластилине, глине, металле, дереве. Вы уже знаете, что скульптурное изображение отличается от изображения на плоскости тем, что его можно рассмотреть со всех сторон.

Практическая работа: создание в объеме противоположных по характеру сказочных персонажей.

Материалы: пластилин, стеки, дощечки.

Вопросы, на которые следует ответить

  • какие задачи решает учитель при обучении работе в объеме
  • какие методы ведения урока Вам известны
  • Какие произведения изобразительного искусства (зрительный ряд) Вы можете предложить по данной теме?

Планируемый результат : Знать вид произведений ИЗО – скульптура.

Уметь сравнивать различные виды ИЗО (графика, живописи, скульптура)

Методыв задаче 2.1

Задачи:

1. Развитие навыков и умений работы с пластилином.

2. Развитие наблюдательности и фантазии.

3. Формирование интереса к скульптуре.

4. Формирование умения раскрывать художественный образ в объемном изображении.

5. Передача пропорций человеческого тела

6. Знакомство с произведениями художников

Зрительный ряд: портреты в скульптуре О. Домье, С. Конен­кова, В. Мухиной, графические, скульптурные портреты с обостренной характеристикой образа, скульптурные произведения, отвечающие задачам, репродукции мифологических образов, театральных масок /Др.Греция, Др.Русь/, наглядные пособия /построение лица, схема мимических движений/.

ЗАДАЧА 3.1

1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 |

13

| 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 | 40 | 41 |

studall.org

Презентация по изобразительному искусству 4 класс образ традиционного русского дома

Чтобы посмотреть презентацию с картинками, оформлением и слайдами, скачайте ее файл и откройте в PowerPoint на своем компьютере.Текстовое содержимое слайдов презентации: Образ традиционного русского дома.Презентация к уроку ИЗО в 4 классеМБОУ «Земляничненская СШ» Белогорского района Республики КрымУчитель: Шевнина Елена Анатольевна Цель:Продолжить знакомство обучающихся с образом традиционного русского дома – избы;Раскрыть гармоничную связь человека с окружающим миром природы, жилья с природой;Воспитывать у детей любовь к природе, художественный вкус В русском зодчестве деревянные строения характерны нарядностью и живописностью. Их многообразие связано с самобытностью традиций русского народа. Многие современные строители и сейчас обращаются к богатому наследию древнерусской архитектуры. Гармония ( от греч. - связь, созвучие, соразмерность) – архитектуре. В изобразительных искусствах, в природе – стройная согласованность и соразмерное сочетание всех элементов Лицо у каждой избы особенное Лицо у каждой избы особенное… Внутреннее убранство избы Печь неотъемлемая часть жилища. Её складывали из кирпича и обмазывали глинойО хорошей печи говорят: Мала печка, да тёпленькаяНа печи всегда красное летоКогда в печи жарко, тогда и варко Вывод: в русском зодчестве деревянные строения характерны нарядностью и живописностью. Их многообразие связано с самобытностью традиций русского народа. Многие современные строители и сейчас обращаются к богатому наследию древнерусской архитектуры.

Приложенные файлы

  • 000ad61f-46b32b65Размер файла: 4 MB Загрузок: 4

schoolfiles.net


Смотрите также