Лебедка что это такое


Лебедка. Виды и устройство. Работа и как выбрать. Безопасность

Лебедка – это тяговое устройство, которое осуществляет подтягивание каната, цепи или троса. С ее помощью осуществляется подъем тяжелого груза по вертикали или его буксировка по горизонтали. Подобные механизмы нашли широкое применение в различных отраслях бытовой жизни, а также являются неотъемлемым техническим оснащением многих промышленных объектов, а также автотранспорта. Именно с помощью лебедки подымается лифт, подтягиваются автомобили для погрузки на эвакуатор, втягивается корабельный якорь и т.д. Краны, работающие на стройках, также оснащаются лебедкой.

Как устроена лебедка

Принцип работы устройства довольно простой. Она представляет собой передаточный механизм с барабаном, на который закреплен трос, цепь или канат. С помощью привода различной конструкции барабан вращается, наматывая при этом трос на себя. Простейшая лебедка используется для оснащения колодца. С ее помощью осуществляется спуск и подъем ведра с водой.

Устройство имеет усиленный корпус, а также надежную систему крепления, что позволяет ему выдерживать вес подымаемого предмета. Лебедочная конструкция многократно уменьшает фактическое усилие, требуемое для вращения барабана, по сравнению с реальным переносимым весом. Такой механизм может использоваться для подъема груза массой от нескольких сот килограмм до десятков тонн.

Типы приводов для лебедок

Подъемные механизмы отличаются между собой в зависимости от того что именно осуществляет вращение барабана для сматывания троса. По этому критерию лебедки разделяют на следующие виды:

  • Ручные.
  • Электрические.
  • Гидравлические.
Ручные

Самые легкие, компактные и доступные. Они оснащаются рукоятью или рычагом, при воздействии на которые осуществляется проворачивание барабана. Лебедки с рукоятью являются менее грузоподъемными. Их принцип действия похож на мясорубку. Только вместо винта у них барабан, выполненный в виде ровного цилиндра, на который накручивается трос. Рукоятка проворачивает мелкую шестеренку, а та в свою очередь задействует большую, жестко зафиксированную на барабане. Получается простейший понижающий редуктор.

Рычажное устройство оснащается рычагом, который двигается вперед и назад, создавая поступательные движения. В результате задействуется храповой механизм, поворачивающий барабан. Скорость сматывания у подобной конструкции ниже, но она позволяет при минимальном прикладывании мускульной силы многократно усилить подтягивание и поднять большую массу.

Электрические

Лебедки с электроприводом более удобные, поскольку осуществляют подъем груза при нажатии на кнопку. Их конструкция зачастую позволяет передвигать предметы по вертикальной и горизонтальной плоскости. Они оснащаются электромотором, который с помощью передаточного механизма двигает барабан. Именно такими лебедками оснащаются лифты. На рынке представлено огромное множество электрических устройств, грузоподъемность которых доходит до 15 тонн. Более мощные лебедки редкость, поскольку имеют адаптированную конструкцию для установки на различные системы, такие как подъемный кран.

Электрические лебедки обычно оснащаются выносным пультом, подсоединенным к электромотору с помощью длинного кабеля. Обычно он имеет две кнопки. Одна осуществляет накручивание троса, а вторая разматывание. Зачастую электрические лебедки имеют звуковой динамик, который подает предупредительный сигнал о работе устройства. Он является обязательным для мощных механизмов, поднимающих многотонные предметы.

Гидравлические

Лебедки гидравлического типа приводятся в движение под воздействием гидравлического насоса. Они очень надежные и устойчивые к перегрузке. В случае подъема слишком серьезной массой механизм останавливается, а не перегорает как это присуще лебедкам на электрическом приводе. Такие конструкции могут работать даже под водой. Единственный их недостаток в низкой скорости сматывания троса.

Виды лебедок по предназначению

Существует масса конструкций лебедок, которые разработаны специально для определенных целей применения. В результате адаптации они практически не могут использоваться в других направлениях. Все типы лебедок можно сгруппировать в 3 категории:

  • Монтажные.
  • Тяговые.
  • Монтажно-тяговые.

Монтажная лебедка предназначена для подъема грузов по вертикали. Такой тип устанавливают на строительную технику, а также для передвижения лифта. Компактные устройства, действующие по этому принципу, можно встретить в автомастерских, где с их помощью вынимаются двигатели.

Тяговые предназначены для скручивания горизонтально лежащего троса, цепи или каната. Именно такие устройства устанавливают на внедорожники и используют в качестве буксировочного средства на автомобилях. Они имеют немного адаптированную конструкцию барабана, которая не позволяет тросу разматываться в спокойном положении. К примеру, если монтажную лебедку оставить без нагрузки и демонтировать с места где она подвешена, то ее трос намотанный в бухту ослабнет. У тяговых устройств этого не произойдет.

Монтажно-тяговые универсальные. Они предназначены как для подъема груза, так и его подтягивания к горизонтальной плоскости. Такие системы можно встретить на эвакуаторах, предназначенных для перевозки автомобилей. Сначала они притягивают авто к себе, а затем его приподнимают оставляя на дороге только 2 колеса. При этом во время движения именно на лебедку ложиться нагрузка по сцеплению между двумя транспортными средствами.

Критерии выбора лебедки

Подбирая лебедку, стоит в первую очередь ориентироваться по нескольким важным критерием:

  • Тип привода.
  • Грузоподъемность.
  • Длина троса.

С типом привода все понятно. Если есть доступ к электричеству, то можно выбрать электролебедку, если его нет, то ручную. Что касается гидравлических устройств, то обычно они требуют отдельного подключения к гидронасосу, который придется покупать отдельно.

Грузоподъемность очень важный критерий, на который необходимо обратить внимание. Именно от него зависит тяговое усилие. В том случае если устройство подбирается для установки в гараж, чтобы демонтировать и ставить автомобильные двигатели, то подъемник с грузоподъемностью 1 тонна будет достаточным. Если же лебедку планируется использовать в качестве вспомогательного тягового средства для буксировки автомобилей, то нужно брать более мощные устройства, процентов на 30 сильнее, чем вес машины, а лучше в 2 раза.

Длина троса также важнейший критерий, на который нужно обращать внимание. Дело в том, что вместительность барабана не безгранична, поэтому на него можно намотать ограниченную по толщине бухту троса. Если лебедка нужна для вытягивания автомобиля с западни, то длины 30 м более чем достаточно. Для строительства, где необходим подъем тяжелых бетонных блоков внутри помещения, обычно достаточно троса на 10 м.

Как используют лебедки автомобилисты

Лебедка является востребованным оборудованием для автолюбителей. Зачастую ее можно увидеть на передней или задней дуге возле бампера у внедорожников. Также ее возят в багажнике, не закрепляя на автомобиль. В том случае если машина попадет в заболоченную местность или колеса проваливаются, и она не может выехать своим ходом, с помощью лебедки ее можно достать практически из любой западни. Для этого необходимо взять конец троса и зацепить его за доступный хорошо устойчивый предмет. В первую очередь в его качестве можно использовать растущее живое дерево. Также подойдут крупные валуны или другие зацепы, масса которого или надежность фиксации выше веса авто. После этого механизм лебедки запускается и в результате сматывания троса она подтягивает машину к предмету.

Правила безопасности

Лебедка — это механизм, возле которого находиться небезопасно. Дело в том, что она сильно натягивает трос, что может привести к его разрыву. Если подобное случается, то оборванный конец способен причинить вред окружающим, поскольку он начинает двигаться по направлению к источнику подтягивания с большой скоростью. Особенно опасным является оторванный такелаж, применяемый в качестве зацепа для присоединения к предмету. В этом случае наблюдается явление, которое сравнимо со стрелой и натянутой тетивой лука. Обломанная деталь фактически выстреливает и летит с огромной скоростью практически незаметно для глаз. При работе с тяговой лебедкой нужно стараться находиться в укрытии, чтобы в случае аварийной ситуации иметь перед собой щит, который возьмет удар летящего такелажа на себя.

Поскольку лебедка это механизм повышенной опасности, при эксплуатации нужно прислушаться к следующим правилам:
  • Не перегружать механизм.
  • Использовать качественный трос.
  • Применять надежный такелаж для фиксации.
  • Не находиться рядом с работающей лебедкой по направлению движения линии подтягивания.

Помимо того, что трос может оборваться и его такелаж пролетит с большой скоростью, существует еще и опасность того, что сам механизм лебедки подведет. Это актуально для устройств, которое осуществляют вертикальный подъем груза. Нельзя в это время находиться под подвешенным предметом. Особенно это опасно, если подымается масса, находящаяся на грани грузоподъемности лебедки.

Необходимо уделять особое внимание обвязке, закрепляемой на предмете, который необходимо поднять. Ее запас прочности должен превосходить фактический вес объекта. В этом случае конец троса будет надежно закреплен. В качестве обвязки лучше использовать цепи, поскольку они в отличие от ремней, канатов или троса не перетираются.

Похожие темы:

tehpribory.ru

Лебёдка - это... Что такое Лебёдка?

Лебёдка Ручная лебёдка

Лебёдка — механизм, тяговое усилие которого передается посредством каната, цепи, троса или иного гибкого элемента от приводного барабана. Привод лебёдки может быть ручным, электрическим, от двигателя внутреннего сгорания. Предназначается в основном для подъема груза по вертикали, но иногда используется и для перемещения груза по горизонтали.

Обычная лебёдка с электроприводом состоит из электродвигателя, редуктора, барабана, рамы, тормозной системы. В случае необходимости некоторые лебёдки сочетают с полиспастом.

В зависимости от исполнения лебёдки можно подразделить: по типу тягового органа- на канатные и цепные; по типу установки- на неподвижные (закрепленные на полу, стене, потолке) и передвижные (на тележках, передвигающихся по полу или по подвесным путям); по числу барабанов- на одно-, двух- и многобарабанные лебёдки; по типу барабана- на нарезные, гладкие и фрикционные.

Лебёдка автоматическая буксирная

Автоматическая буксирная лебёдка используется на морских буксирных судах и ледоколах для травления, выбирания, удержания и хранения буксирного троса.

Лебёдка автоматическая швартовная

Автоматическая швартовная лебедка — элемент швартовного устройства. При отклонении нагрузки от установленной такая лебёдка подбирает или потравливает трос. При вытравливании всего троса лебёдка подает сигнал.

Лебёдка автомобильная

Автомобильная лебёдка — механизм закрепленный на автомобиле и предназначенный для его перемещения путем наматывания троса, свободный конец которого зацеплен за неподвижный предмет — хорошо закреплённый или значительно большей массы.

Автомобильные лебёдки бывают трёх типов:

  • электрические, с питанием от автомобильного аккумулятора;
  • механические лебедки — это лебёдки, приводимые в действие двигателем автомобиля. К раздаточной коробке подключается специальная коробка отбора мощности, от которой лебёдка и получает крутящий момент. Эти лебёдки отличает: высокая мощность, неприхотливость и надёжность; возможность изменять скорость наматывания троса путём изменения оборотов двигателя. Основным недостатком механических лебедок является их возможность установки только на внедорожники, раздаточная коробка которых допускает подключение коробки отбора мощности;
  • гидравлические лебёдки — лебёдки, работающие от гидромотора, который обычно приводится в действие насосом гидроусилителя руля. Гидравлические автомобильные лебёдки имеют ряд существенных преимуществ: высокая надёжность гидромотора; устойчивость к перегрузкам (при перегрузке гидромотор не ломается, а просто останавливается); возможность работать под водой (гидромотор герметичен). К недостаткам данной лебёдки можно отнести: невысокая скорость сматывания троса (данный параметр может быть критичным для спортсменов); невозможность работы при выключенном моторе; часто одного насоса гидроусилителя руля не хватает для одновременной работы лебёдки и гидроусилителя руля.

Лебёдка грузовая

Грузовая лебедка — машина для подъёма или перемещения грузов с помощью тягового каната или цепи.

Лебедка для монтажа кабельных линий

Лебедка для монтажа кабельных линий OMAC F285.P.60.JPG

Гидравлическая натяжная машина (кабельная гидравлическая лебедка) предназначена для протягивания силового кабеля в траншеях ил через трубы. Представляет собой машину, оснащенную дизельным двигателем, гидравлической системой и рабочими колесами (кабестанами), через которые пропускается лидер-трос.

Принцип работы лебедки для монтажа кабельных линий

Двигатель приводит в движение кабестаны с заведенным на них лидер-тросом, который в свою очередь соединен с прокладываемым кабелем при помощи специальных приспособлений (вертлюг, чулок кабельный). Кабестаны, вращаясь, подтягивают трос, а за ним и кабель, с одного конца траншеи, на котором расположен барабан с кабелем, к другому (где располагается лебедка). Диапазон мощностей таких лебедок неограничен: от небольших с силой тяги от 0,5 тонны, до сверх-мощных с силой тяги до 400 тонн.

Лебёдка сценическая

Сценическая лебёдка — механизм, служащий:

  • для натяжки тросов.
  • для горизонтального и вертикального перемещения элементов декораций.
  • для приведения в действие различных механизмов сцены.

Лебёдка топенантная

Топенантная лебёдка — лебёдка, предназначенная для подъёма и опускания грузовых стрел.

См. также

Тельфер

Ссылки

dic.academic.ru

Что такое лебедка и как она работает?

Лебедка – это устройство для перемещения и/или поднятия разного рода грузов, состоящее из каната, троса или цепи, намотанных вокруг горизонтально вращающегося барабана, и приводящегося в работу при помощи рычага или двигателя, как электрического, так и на жидком топливе (бензин, дизель).

Человечество использует лебедки на протяжении многих веков. Лебедка – это настолько древнее изобретение, что еще древние греки использовали их для перемещения тяжелых предметов, поднятия мостов, и в крупномасштабных строительных проектах. Лебедка остается очень востребованной и сегодня, особенно когда дело касается строительства многоэтажных домов.

Итак, из чего же состоит лебедка? В состав лебедки входит несколько компонентов, и каждый имеет свое назначение. Основными компонентами лебедки являются:

Трос. Чаще всего это стальной трос или канат из синтетического материала, который наматывается вокруг барабана во избежание его запутывания. Чаще всего длина троса находится в промежутке между 10 и 50 метрами.

Барабан. Имеет круглую форму, позволяющую тросу аккуратно наматываться вокруг него. Расположенная внутри лебедки втулка позволяет барабану плавно вращаться по кругу, наматывая и разматывая трос.

Двигатель. Двигатель приводит в движение барабан и вращает его вокруг своей оси. Не все лебедки оснащаются двигателем. Встречаются и ручные лебедки. Но, чаще всего, на строительных объектах используются лебедки с электрическим двигателем, позволяющим во много раз увеличить скорость выполнения работ.

Зубчатая передача. Этот компонент получает усилие от двигателя и переводит его в силу тяги, позволяя лебедке тянуть и поднимать разного рода грузы.

Вместе, все описанные выше компоненты формируют рабочую лебедку. Трос разматывается и прикрепляется к перемещаемому объекту.

После того, как трос был закреплен, включается двигатель и начинает вращаться барабан, который аккуратно, слой за слоем, наматывает на себя трос. Прикрепленный к тросу объект начинает свое движение в сторону лебедки.

Стоит отметить, что существуют разные типы лебедок, и в зависимости от массы объектов, предполагаемых к перемещению, будет зависеть и модель приобретаемой лебедки. Одни лебедки могут выдержать не более 200 кг, в то время как другие способны перемещать грузы массой до 5 тонн и выше.

Самые распространенные модели лебедок можно приобрести в нашем магазине. В зависимости от качества исполнения и расчетного срока службы лебедки, будет зависеть и ее цена.

www.zpchasti.ru

Что такое лебедка?, типы лебедок, описание лебедок.

Автомобильные лебедки электрические, механические, цена и полные тех. характеристики (перейти в каталог)

Лебедки, тали, тельферы для склада и производства, цена и полные тех. характеристики (перейти в каталог)

Ручная барабанная лебедка

Простейший вариант барабанной лебедки состоит из корпуса, двух подшипников скольжения (качения), а также, расположенных на одной оси барабана для намотки каната (троса, цепи) и рукояти привода (ворота). Но у такой конструкции прикладываемое оператором усилие увеличивается не более чем в два, три раза, поскольку прямо пропорционально отношения радиуса барабана к радиусу вращения рукояти привода.

Ручная рычажная лебедка

Также как и в упомянутых выше механизмах, намотка каната осуществляется на барабан привод которого осуществляется посредством рычага и храповика (трещётки). Такие механизмы весьма компактны, в отличие от других типов лебёдок могут работать «на весу» (не требуют жёсткой фиксации корпуса), но пожалуй главным достоинство является возможность работы в труднодоступных местах (для вращательного движения рукояти требуется гораздо больше пространства, чем для возвратно поступательного движения рычага).

Монтажно-тяговый механизм (лебедка МТМ)

Устройство МТМ сходно по принципу использования с рычажными лебёдками, но избавленные от главного недостатка, малой ёмкости барабана. Поскольку данная деталь попросту отсутствует. Конструктивно лебёдка МТМ выполнена на ином принципе (протягивания), не требующем наматывания троса. В силу этого, трос может быть любой длины. Недостаток лебедок МТМ, повышенная чувствительность к абразивному износу. Потому одно из требований эксплуатации, недопущение загрязнения троса и механизмов лебёдки.

1. Электрическая автомобильная лебедка

Такая лебедки, работающие от электромотора, который питается от бортовой сети автомобиля. На сегодняшний день это наиболее распостроненный вид лебедок для АТV, внедорожников. Они отличаются простотой конструкции, легкостью монтажа, удобством в использовании, способностью работать при выключенном моторе. Но при этом серьезно возрастает потребление энергии из бортовой сети.

2. Гидравлические автомобильные лебедки

Эта лебедки, работающие от гидромотора, который обычно приводится в действие насосом гидроусилителя руля. Гидравлические автомобильные лебедки имеют ряд существенных преимуществ: высокая надежность гидромотора; устойчивость к перегрузкам(при перегрузки гидромотор не ломается, а просто останавливается); возможность работать под водой(гидромотор герметичен). К недостаткам данной лебедки можно отнести: невысокая скорость сматывания троса(данный параметр может быть критичным для спортсменов); невозможность работы при выключенном моторе; часто одного насоса ГУР не хватает для одновременной работы лебедки и гидроусилителя руля. и механические лебедки.

Электрические лебёдки с питанием от бытовой сети

Главное достоинство этих лебёдок в том, что для подключения к сети и управления не требуется специально подготовленный персонал. Подключение осуществляется посредством стандартных (заземлённых) электрических разъёмов, в силу этого, эти устройства весьма мобильны. Но, в связи с особенностями однофазной сети переменного тока, такие лебёдки имеют ограничения по максимальному тяговому усилию и могут использоваться только в лёгком режиме работы (ограниченное число включений в единицу времени). Потому ареал применения электрических лебёдок использующих бытовую сеть, ограничен, там, где не требуется частого использования.

Электрические лебёдки с питанием от промышленной сети

Электродвигатели, работающие от промышленной сети переменного тока имеют более высокие показатели удельной мощности в сравнении со своими однофазными собратьями, не столь критичны к возрастанию нагрузки, обладают намного лучшими пуско-разгонными характеристиками. И как следствие, электрические лебёдки для промышленной сети, обладают большей мощностью (тяговым усилием), а также способны работать продолжительное время. (На практике, как правило, промышленность выпускает электрические лебёдки тяговым усилием до 300 кг включительно, питанием от бытовой сети, от 300 кг и более, промышленной).

Вне всякого сомнения, это самый распространённый тип электрических лебёдок. Они используются как самостоятельные механизмы, так и в составе агрегатов. К примеру, тельфер (таль) включает в себя как минимум одну электрическую лебёдку, подъёмный кран, это целый комплекс лебёдок.

Но, как и перечисленные выше механизмы, электролебёдки для промышленной сети имеют свои недостатки. Прежде всего, промышленная сеть опасна для человека (впрочем, это справедливо и для бытовой сети), потому, подключение и обслуживание должны осуществлять специалисты с соответствующей подготовкой. При работе, дополнительно соблюдать меры безопасности по защите от поражения электрическим током.

Лебёдки — группа механических устройств предназначенных как для перемещения, так и для подъёма различных грузов. Также лебёдки могут использоваться в качестве силовых исполнительных устройств. Лебёдка, одно из широко распространённых механических устройств используемых человеком. Так же как и колесо, она не имеет конкретного изобретателя и пожалуй имеет такую же древнюю историю. На изображениях дошедших до нас со средних веков, древней Греции, Рима, рабовладельческого Египта, нередко можно встретить изображение этого простого, но надёжного механизма. Изначально лебедка приводилась с помощью мускульной силы человека, или гужевым способом, но с развитием производства и техники, появились лебёдки с механическим приводом. Первоначально использовался паровой привод, затем двигатель внутреннего сгорания и наконец, с изобретением электрического двигателя, были созданы компактные, а главное очень удобные в управлении электрические лебёдки. Тем не менее, механические (ручные) лебедки приводимые мускульной силой человека продолжают использоваться и сегодня.

Главными достоинствами ручной лебедки является простота конструкции, надёжность, автономность, удобство использования, несложное обслуживание. И увы, имеется один весьма существенный недостаток, это привод от мускульной силы человека. Механизмы лебёдки только снижают усилие на рукояти привода, но затраченная работа по перемещению (подъёму) груза остаётся неизменной. Что напрямую сказалось на производительности ручных лебёдок, которая, следует признать весьма низкая. Потому и был весьма логичен по мере развития производства, переход к лебёдкам с механическим приводом. Но, как уже упоминалось, ручные лебёдки продолжают широко применяться и сейчас, там, где не так важна производительность труда и на первое место выходят перечисленные выше достоинства. Действительно, глупо использовать дорогостоящий механизм там, где он используется менее одного раза в день. Да и не всегда есть возможность обеспечить механическую (электрическую) лебёдку необходимым питанием

uralgidroservis.ru


Смотрите также