Канаты и тросы


Тросы

Тросами (канатами) называют изделия, свитые из стальных проволок или скрученные из растительных и искусственных волокон. По материа­лу тросы делятся на растительные, стальные (проволочные), комбиниро­ванные и синтетические.

Растительные тросы делают из обработанного соответствующим об­разом растительного волокна. В зависимости от исходного материала растительные тросы бывают пенько­вые, манильские и сизальские.

Пеньковые тросы изготовляют из волокон конопли — пеньки. Пенька может употребляться в чистом виде (бельные тросы) и просмоленная (смоленые тросы). Осмолка пеньки предохраняет трос от действия влаги и быстрого загнивания, но его прочность при этом несколько понижается. Пеньковые тросы прочны и элас­тичны, но сильно впитывают влагу, поэтому они тонут в воде, а в холод­ную и сырую погоду становятся тяжелыми и жесткими.

Манильские тросы, изготовляемые из волокон стеблей и листьев бана­нового дерева, очень удобны для использования на судах. Особенность этих тросов — низкая гигроскопич­ность, благодаря чему они не тонут в воде. Эти тросы — самые прочные из растительных и отличаются гибкостью и значительной эластич­ностью.

Сизальские тросы делают из волокон листьев тропического растения агавы. Эти тросы уступают по прочности пеньковым. Они имеют большую жесткость, в результате чего быстро изнашиваются.

Растительные тросы изготовляют следующим образом. Сначала волок­на свивают в каболки. Затем из не­скольких каболок получают прядь. Три-четыре пряди, свитые вместе, образуют трос, который называют тросом тросовой работы (рис. 1, а). Несколько тросов (три-четыре) тро­совой работы, свитые вместе, обра­зуют трос кабельной работы (от­воротный трос). Используемые при этом тросы тросовой работы полу­чают название стрендей (рис. 1, б)

Рис. 1 Растительные тросы а — тросовой работы, б — кабельной работы, в — прямого спуска, г — обратного спуска, 1 — каболки, 2 — пряди, 3 — стренди

Для того чтобы трос не раскру­чивался и сохранял постоянную форму, составные элементы (каболки пряди, стренди и тросы в целом) скручивают в разные стороны. Обычно волокна свивают в каболки по часовой стрелке так, что витки идут слева вверх направо, каболки в пряди в обратную сторону, а прядь в трос снова по часовой стрелке При таком направлении, свивки получается трос прямого спуска (Z-образный) (рис. 1, в). В отдельных случаях применяют обратное направление свивки. Такие тросы называют тросами обратного спуска (S-образный) (рис. 1, г).

Нашли применение на судах также плетеные тросы, которые состоят из одной слабо свитой пряди, покрытой оплеткой из льняных ниток. Эти тросы мало тянутся и не скру­чиваются, поэтому употребляются для сигнальных фалов и лаглиней забортных лагов.

Толщину растительных тросов измеряют по длине окружности. В зависимости от нее эти тросы имеют специальные названия. Так, тросы толщиной до 25 мм называются линями, от 100 до 150 мм — перлинями, от 150 до 350 мм — кабельтовыми и свыше 350 мм — канатами (тросы при длине окружности 25—100 мм не имеют спе­циального названия).

Рис. 2 Стальные тросы различной свивки: а — одинарной; б — двойной; в — тройной

Стальные тросы изготавливают из стальной, обычно оцинкованной, про­волоки диаметром 0,2—5 мм. В зави­симости от числа повивов разли­чаются тросы одинарной, двойной и тройной свивки (рис. 2). Наиболее просто сделать стальной трос одинар­ной свивки. В этом случае несколько проволок свивают непосредствен­но в трос.

Такие однопрядные тросы называют спиральными. Но чаще и в большом ассортименте изготавли­вают тросы двойной свивки: проволоку сначала свивают в пряди, а затем несколько прядей свивают в трос. Если несколько таких тросов свить вместе, то получится трос тройной свивки.

Многопрядные тросы свивают вок­руг центрального сердечника (рис. 3), в качестве которого используют стальную проволоку или органичес­кие волокна. Сердечник, заполняя пустоту внутри троса, препятствует проваливанию прядей к центру, а органический сердечник, содержа­щий антикоррозионную смазку, кроме того, предохраняет проволоку троса от ржавления, чем увеличи­вается срок его службы. Кроме центрального сердечника, некоторые тро­сы могут иметь органический сердеч­ник внутри каждой пряди.

Большое практическое значение имеет классификация тросов по их гибкости. Наиболее жесткими являются однопрядные спиральные тросы. К жестким относятся тросы, имею­щие проволочный сердечник, а тросы с центральным органическим сердеч­ником — к полужестким. Гибкие тро­сы имеют несколько органических сердечников. Наибольшей гибкостью обладают тросы тройной свивки.

Для обозначения марок стальных тросов принята цифровая система, по которой каждый трос маркируют произведением чисел: первое из них указывает число прядей в тросе, второе — количество проволок в каждой пряди. При маркировке тро­са тройной свивки впереди добав­ляют еще один сомножитель, который указывает число стрендей в тросе. Количество органических сердечни­ков в тросе указывает последняя цифра.

Рис. 3 Стальные тросы с сердечником: а — проволочным, б — синтетическим, в — органическим

6 X 24 + 7 означает трос двойной свивки, состоящий из 6 прядей, каждая из которых свита из 24 проволок, и имеющий 7 органических сердечников. Шестистрендный трос тройной свивки, каждая стрендь которого свита из 7 прядей по 19 проволок и имеет один органический сердечник, будет обозначаться: 6 X 7 X 19 + 1.

Комбинированные тросы имеют пряди, состоящие из стальных оцинкованных проволок, покрытых пряжей растительного происхожде­ния.

Синтетические тросы изготавли­вают из искусственных волокон, к числу которых относятся капрон, нейлон, куралон и наиболее распро­страненный сейчас полипропилен. Эти тросы по своей прочности, эластичности, гибкости и долговеч­ности значительно превосходят са­мые лучшие растительные. Они не подвержены гниению и плесени, поч­ти не поддаются действию нефти, ма­сел, щелочей и кислот. Для судовых работ применяют чаще всего круче­ные трехпрядные синтетические тро­сы, а для швартовных концов разрешается применять плетеные восьмипрядные синтетические тросы.

Применение тросов на судах тре­бует знания их основных характе­ристик, из которых важнейшей является прочность. Прочность троса характеризуется его разрывным уси­лием, под которым понимают минимальную нагрузку, разрывающую трос. Разрывное усилие троса зави­сит от его диаметра и конструкции, вида свивки и материала, диаметра проволоки, качества стали и т.д.

Величины разрывного усилия тросов приведены в государственных стан­дартах. Для практических целей часто достаточно знать приближен­ное значение разрывного усилия которое можно определить по различным эмпирическим формулам.

Так, например, разрывное усилие R (в Н) и массу G (в кг) 100 нормального трехпрядного манильского троса тросовой работы определяют:

R=fC2;

G=0,007C2

Где f — эмпирический коэффициент, величии которого изменяется в пределах до 4 при изменении длины окружности троса от 30 до 350 мм. Более точно этот коэффициент может быть определен по формуле

f =650—0,75С100

С — длина окружности троса, мм.

Таблица 1

Тип ростаkk1
Спиральный7000,5
Жесткий5000,4
Полужесткий4000,35
Гибкий3500,3
Особо гибкий3000,25

Разрывное усилие других типов растительных тросов можно определить по тем же формулам с введением поправки, указанной ниже (в % вычисленного значения R):

  • Манильский повышенной прочности + 30;
  • Сизальский нормальный — 30;
  • То же повышенной проч­ности — 0;
  • Пеньковый бельный, нор­мальный — 20;
  • То же специальный + 5;
  • То же смоленый нормальный — 25;
  • То же специальный.

Синтетические тросы имеют значительно более высокую прочность. Разрывное усилие куралонового тро­са в 1,5 раза, а нейлонового и капронового — более чем в 2,5 раза выше, чем манильского. В то же время масса синтетических тросов на 10 % меньше, чем растительных.

Разрывное усилие и масса сталь­ных тросов могут быть определены:

R=kd2;

G=k1d2

Где k и k1 — эмпирические коэффициенты, величина которых для различ­ных типов тросов указана в табл. 1;

d — диаметр троса, мм.

Чтобы правильно подобрать трос для работы, необходимо знать не только разрывное усилие, но и его рабочую прочность (допускаемое на­тяжение). Рабочая прочность — на­грузка, при которой трос может работать в данных условиях в тече­ние продолжительного времени без нарушения целости отдельных элементов и всего троса. Рабочая прочность Р (в ньютонах) составляет только некоторую часть разрывного усилия и определяется:

P=hn

Где n — коэффициент запаса прочности.

Для тросов, применяемых на су­дах, n обычно принимается равным 6. Более точно он может быть выбран с учетом назначения, условий работы и типа троса. Так, для стоячего такелажа п понижается до 4, в устройствах для подъема людей по­вышается до 14.

Пример 1. Нормальный трехпрядный ма­нильский швартовный трос, длина окруж­ности 250 мм. Рассчитать разрывное усилие и рабочую крепость 100 м. троса и вес бухты троса в 200 м.

Решение:

  • Находим коэффициент f=650—0,75×250100=4,625;
  • Определяем R =4,625×2502=289062,5 H;
  • Затем определяем Р=29062,56=48177,1 H;
  • Масса 100 м троса G = 0,007-2502= 437,5 кг. Масса бухты в 200 м будет в 2 раза больше, т. е. 875 кг.

Пример 2. Стальной гибкий буксирный трос диаметром 60 мм. Рассчитать разрыв­ное усилие и рабочую крепость 100 м. троса и вес бухты в 500 м. этого троса.

Решение:

  • Выбираем из табл. 1 значе­ния & = 350 и k1 =0,3;
  • Определяем R = 350 • 602 = 1 260 000 Н;
  • Приняв n=5, получим Р =12600005=252000 H;
  • Масса 100 м троса G = 0,3 • 602 = 1080 кг, а бухта в 500 м имеет G — 5-1080 = 5400 кг.

Снабжение судов тросами произ­водится в соответствии с Правилами классификации и постройки морских судов Регистра СССР.

Прочность и долговечность тросов зависит не только от их кон­струкции и качества, но и от правильной эксплуатации, порядка хранения и ухода за ними. Хороший трос может быстро прийти в негодность, если не соблюдать элемен­тарных правил технической эксплуа­тации и использовать его в непод­ходящих условиях.

Выявление доброкачественности троса зависит от правильной прием­ки. При получении троса следует тщательно осмотреть его и проверить основные конструктивные данные и наличие сертификата с биркой. При осмотре стальных тро­сов проверяют целостность оцинковки, наличие ржавчины, сохранность проволоки и плотность прилегания проволок в прядях. Принимая растительные тросы, необходимо обратить внимание на их запах и цвет, так как затхлый запах указывает на наличие гнили и плесени.

Смоленый трос должен быть однородного светло-коричневого цвета, не иметь пятен, не липнуть к рукам и не издавать треска при разгибании. Липкость троса указывает на излишнее количество смолы, а сухой треск — на залежалость троса.

Сохранность троса в значитель­ной мере обеспечивается правильными приемами распускания бухт (рис. 4), не допускающими образо­вания петель и заломов (колышек), так как заломы вызывают значитель­ную местную деформацию тросов и разрыв отдельных проволок, а также затрудняют работу с тросами.

Бухту растительного троса при распускании ставят на ребро, сни­мают обвязку и, продев внутренний конец троса через внутреннюю по­лость бухты, распускают ее, придер­живая наружные шлаги руками.

Для распускания бухты стального троса надо, придерживая бухту за крайние шлаги, раскатывать ее по па­лубе и одновременно тянуть за ходо­вой конец. Толстый стальной трос обычно получают на судно намотан­ным на барабан. В этом случае лучше всего трос сматывать с вра­щающегося барабана, установив его в горизонтальное положение на две опоры.

Рис. 4 Распускание бухты троса: а — растительного; б и в — стального

Распущенные из бухты тросы сле­дует растянуть по палубе, чтобы они расправились, а затем разрезать на куски нужной длины. Для того чтобы в месте разреза трос не раскрутился, по обе стороны от этого места его предварительно обвязывают мягкой проволокой или каболкой накладывают марки. Разрезанный трос наматывают на вьюшки или хранят в небольших бухтах. От действия влаги трос предохраняет чехол, который надевают на вьюшку. В хо­рошую погоду чехол необходимо снимать, чтобы просушить трос.

Растительные тросы обычно хра­нят в небольших, свободно уложенных бухтах. Тросы укладывают в бух­ту взакрут, т.е. тросы тросовой работы прямого спуска — по часовой стрелке, а тросы обратного спуска и кабельной работы — против часо­вой стрелки. Для предохранения от действия влаги бухты раститель­ного троса подвешивают или уклады­вают на решетки (банкетки).

Во вре­мя дождя или свежей погоды бухты следует укрывать брезентами или чехлами. Все неиспользуемые тросы должны храниться в сухих, хорошо вентилируемых помещениях. Время от времени тросы необходимо тщательно проветривать, для чего их следует развесить на поручнях, между мачтами или в других удоб­ных местах.

Тросы, бывшие в употреблении, перед укладкой в бухты хорошо просушивают Растительные тросы, намокшие в морской воде, перед просушкой рекомендуется промыть пресной водой. Для промывки боль­ших тросов можно использовать за­ходы судна в устья рек, где трос можно промыть за бортом в речной воде.

Синтетические тросы не боятся влаги, и просушка их необязатель­на, но наматывать мокрый трос на вьюшку нельзя. Просушивать трос следует в тени, так как он портится от действия солнечных лучей. При загрязнении трос можно промывать морской водой. Синтетические тро­сы очень чувствительны к истиранию и оплавлению, поэтому поверхности барабанов должны быть гладкими.

При эксплуатации на поверхности синтетических тросов накапливается статическое электричество, что мо­жет явиться причиной образования искр. Поэтому на танкерах новые синтетические тросы можно приме­нять только после антистатической обработки вымачивания в течение суток в морской воде соленостью не менее 20%, или в специально приготовленном солевом растворе (20 кг поваренной соли на 1 м3 воды). В процессе эксплуатации тро­сы необходимо периодически, не реже 1 раза в 2 мес. скатывать на палубе соленой забортной водой, о чем де­лают запись в вахтенном журнале.

Тщательного ухода требуют также комбинированные тросы, имеющие рубашку из растительных каболок. Эти тросы нельзя укладывать в бухты сырыми или влажными, так как ос­тавшаяся в рубашке влага может вызвать интенсивную коррозию проволоки.

Стальные тросы следует система­тически смазывать (тировать). Это не только предохраняет трос от коррозии, но, снижая трение между проволоками, способствует уменьшению износа. В качестве смазочного материала обычно используют канатную смазку НМЗ-З или ЗЗТ. Нетированные тросы необходимо не реже 1 раза в месяц смазывать тавотом. Состав тира: 87% тавота, 10% биту­ма, 3% графита.

Рекомендуется к прочтению:Парусные работыСуда на подводных крыльях и на воздушной подушке

sea-man.org

Стальной канат: характеристика и предназначение в соответствии с ГОСТ, свойства моделей

Стальной канат является одним из самых распространенных видов проволочных изделий, которые изготавливаются различными методами свивки. Более того, является основным элементом грузоподъемных конструкций и механизмов, который несет в себе всю грузонесущую нагрузку. Такие конструкции применяются в различных отраслях промышленности, например, в горнодобывающей, угольной, нефтедобывающей, машиностроении, сельскохозяйственной и в других. И в связи с этим существует множество видов изделий из стальных прядей и проволок. Более подробно о видах будет рассмотрено в классификации.

Существует очень много классификаций стальных канатов в зависимости от классифицирующего признака. Если в качестве такого признака взять структуру, то стальные канаты могут подразделяться на одинарные, двойные и тройные.

  1. Одинарные представляют собой канаты, свитые из одной или нескольких слоев по спирали. Или иначе их называют спиральные канаты, название которых происходит от метода свивки. Одинарные канаты предназначены для свивки тросов. Тросы изготавливаются из одинарных прядей круглого сечения.
  2. Двойные — изготавливаются методом концентрической свивки прядей в 1 или несколько слоев. Они предназначены для изготовления более прочных тросов, которые также называются стренгами.
  3. Канаты тройной свивки изготавливаются из стренг, методом однослойной концентрической свивки по спирали.

Помимо, структуры существуют и другие основные классифицирующие признаки. Например, форма сечения, тип плетения, материал сердечника, метод и направление свивки, механические свойства, точность изготовления и предназначение. Тросы стальные могут иметь как плоскую, так и круглую форму сечения. Стальные пряди, из которых плетут тросы также подразделяются по форме сечения на круглые и фасоннопрядные, а вторые, в свою очередь, бывают плоскопрядными и трехгранопрядными.

По типу плетения канаты классифицируются как:

  • изделия из проволок, в которых слои касаются точечным методом, такой тип плетения называется точечное касание (ТК);
  • изделия, состоящие из слоев проволок касающихся между собой линейным методом, такой тип плетения называется линейным касанием и обозначается как ЛК;
  • в таких изделиях используются проволоки одинакового диаметра, условно они обозначаются как ЛК-О;
  • тип плетения, при котором, проволоки в последнем слое, имеют разный диаметр, условное обозначение ЛК-Р, указывает на линейной касание;
  • ЛК-З, тип плетения при котором, проволоки касаются линейно и между собой и с проволоками заполнения;
  • ЛК-РО — как видно из, аббревиатуры такие проволоки включают в себя пряди плетенные линейно, имеющие разный диаметр.
  • ТЛК — представляют собой комбинацию первых двух видов. То есть, проволки соприкасаются линейно-точечным методом.

По материалу сердечника различают — с органическим сердечником, то есть, в центре прядей изготовлен из синтетических либо натуральных волокон как манила, пенька, хлопок, капрон, лавсан, вискозы и т. д.

По методу плетения выделяются раскручивающиеся и нераскручивающиеся, которые отличаются друг от друга тем, что вторые сохраняют первоначальное положение прядей, после использования. Плетение может быть как по направлению вправо, так и влево. Чтобы определить направление нужно посмотреть на последний слой, в зависимости от структуры он может состоять из проволок или прядей, например, в одинарной свивке наружный слой состоит из проволок, а в двойной — из прядей, и в тройной свивке из из стренг.

По механическим свойствам канаты делятся на три типа исходя из качества изделия, соответственно на нормальное, высокое, повышенное качество. Все три типа имеют свои условные обозначения марка1, марка ВК и марка В.

Существует классификация еще по одному немаловажному признаку — точность изготовления. По точности канаты бывают нормальной точности и соответственно повышенной точности, которое обозначается как Т. Повышенная точность от нормальной отличается наличием предельного отклонения по диаметру троса.

Предназначение стальных канатов

Как уже было сказано выше, тросы из стали являются основными грузонесущими элементами любого грузоподъемного механизма. Например, подъёмного крана, буровой установки, экскаваторов, грузовых и пассажирских лифтов и других. Помимо этого, стальные тросы применяются в качестве материала для изготовления грузозахватных и других прочных приспособлений, способных выдержать огромные механические нагрузки. Поэтому важно подходить к выбору таких изделий с большой ответственностью. На сегодняшний день на рынке представлен широкий ассортимент тросов и канатов изготовленных из стали, и в связи с этим покупатель сталкивается с проблемой выбора.

Чтобы не ошибиться с выбором, необходимо разбираться во всех особенностях и нюансах, на изучение которых могут уйти годы. Поэтому специалисты рекомендуют обращаться к профессионалам при покупке стальных изделий. Но тем не менее существуют критерии, которых придерживаются и профессионалы, и стоит придерживаться рядовым покупателем.

Критерии могут зависеть от признака, который берётся за основу. Однако существует и общепризнанные правила выбора по качеству и предназначению, эти правила называются ГОСТ. В ГОСТе представлена более точная и подробная классификация всех известных видов стальных тросов и изделий. В соответствии с этой классификацией различают основные параметры, на которые стоит обратить внимание при покупке:

  • предназначение, канаты и тросы бывают разные и предназначаются для разных целей, поэтому важно уточнить этот параметр;
  • тип конструкции, которая определяется количеством прядей в канате;
  • метод и направление свивки;
  • прочность;
  • материал сердечника;
  • характеристики и свойства проволоки и другие.

Канаты стальные ГОСТ изготавливаются по требованиям технологического регламента, утвержденного государственными органами. Поэтому наличие отметки соответствия ГОСТу говорит о качестве изделия. Поскольку каждый вид изделия приведенного в классификации должен быть изготовлен из определенных материалов и по особой технологии которая утверждена в ГОСТ.

Например, трос стальной ГОСТ 5269 , материал сердечника для такого троса должен соответствовать перечню, приведенному в ГОСТ, то есть в качестве материала может использоваться пенька, сизаль и полипропилен, джут, химические и хлопчатобумажные волокна должны соответствовать нормативной документации.

Так же, как и в случае с предназначением каждого из видов, в Госте прописано все до мельчайших подробностей о том, какой канат где применяется. Знание ГОСТ позволяет выбрать качественное и надежное изделие, и этим знанием пренебрегать не стоит.

tokar.guru

Разница между тросом и канатом

Как трос, так и канат представляют собой достаточно прочную веревку, используемую для различных целей. Однако немногие смогут внятно сформулировать различия между этими веревочными изделиями. Попытаемся разграничить данные понятия.

Содержание статьи

Трос – крученое или витое канатно-веревочное изделие.

Канат – синоним троса.

к содержанию ↑

Сравнение

На основе анализа нескольких источников можно сделать вывод, что четкой границы между понятиями «трос» и «канат» не существует. Однако раньше в морском деле канатом назывался пеньковый трос, окружность которого превышала 13 дюймов, а также равный ему по прочности трос любого размера, изготовленный из иных материалов. Слово «канат» нередко употребляется применительно к толстому тросу по сравнению с более тонкими веревками. Термин «трос» имеет весьма ограниченное, профессиональное применение, к примеру в авиации. Он представляет собой металлический канат, произведенный из стальной проволоки. Применяется для передачи усилий от штурвала самолета к рулям и для соединения управляющих деталей. В строительных машинах и конструкциях, в общем машиностроении использование данного определения недопустимо – следует говорить «стальной канат».

Размер троса определяется либо в английских дюймах по длине окружности, либо в миллиметрах по диаметру. Последний способ получил большее распространение на сегодняшний день. Тросы могут состоять из трех, четырех, восьми или шестнадцати прядей. Трехпрядные тросы являются более распространенным вариантом. Четырехпрядные же тросы нередко оснащены сердечником – пятой более тонкой прядью, заполняющей пустое пространство между четырьмя прядями. Синтетические тросы, как правило, насчитывают восемь или шестнадцать прядей.

к содержанию ↑

Выводы TheDifference.ru

  1. Раньше в морском деле канатом назывался пеньковый трос, окружность которого превышала 13 дюймов, а также равный ему по прочности трос любого размера, изготовленный из иных материалов.
  2. Слово «канат» нередко употребляется применительно к толстому тросу по сравнению с более тонкими веревками.
  3. Термин «трос» имеет весьма ограниченное, профессиональное применение. Однако в общем машиностроении использование данного определения недопустимо – следует говорить «стальной канат».

thedifference.ru

1.4. Стальные канаты (тросы) и цепи

Стальные канаты и цепи делятся на три группы: чалочные, которыми обвязывают грузы; тяговые, служащие для передачи тяговых усилий механизмов, перемещающих грузы; грузовые, предназначенные для подъема грузов.

Стальные 'канаты имеют значительные преимущества перед цепями: они дешевле, обеспечивают бесшумность движения и работы машин, допускают большие скорости подъема, разрушаются постепенно, придают машинам компактность. Кроме того, 1 пог. м стального каната в восемь раз легче 1 пог. м цепи при одних и тех же показателях механических свойств.

Стальные канаты изготовляют из проволок с пределом прочности 130–200 кг/мм2. Канат (рис. 5) состоит из прядей, свитых из отдельных проволочек диаметром 0,4–3 мм вокруг сердечника из пеньки, асбеста или из стали, но более мягкой, чем проволока. Сердечник уменьшает трение между прядями и делает канат более эластичным и менее подверженным износу при перегибах на блоках и барабанах.

Канаты с пеньковым сердечником применяют на мостовых кранах, «работающих при нормальных температурах (шихтовых, копровых, уборочных и пр.). Пеньковый сердечник пропитан канатной смазкой, постепенное выделение которой при нагрузке уменьшает износ отдельных проволок. Канаты с асбестовыми сердечниками используют на кранах, работающих при высоких температурах.

По роду свивки различают канаты односторонней (рис. 5, а) и крестовой свивки (рис. 5, б). В канатах односторонней свивки направление навивки отдельных проволок в прядях совпадает с направлением навивки прядей в канате. В канатах крестовой свивки направление свивки проволок в прядях противоположно направлению свивки прядей в канате. Односторонняя свивка эластична и гибка. Такой канат имеет гладкую поверхность и хорошо огибает барабаны и блоки. Однако канаты односторонней свивки раскручиваются при подъеме грузов, подвешиваемых непосредственно к свободно свисающим концам.

Рис. 5. стальные проволочные канаты (тросы): а – односторонняя свивка; б – крестовая свивка; в – конструкция каната 6 Х 19 (1 – проволочка; 2 – прядь; 3 – сердечник)

Диаметр каната выбирают в зависимости от заданного разрывного усилия. Канаты рассчитывают на растяжение по формуле

S = P/R

где S – расчетное усилие каната, в кгс;

P – разрывное усилие каната, в кгс;

R – коэффициент запаса прочности.

Ниже приведены коэффициенты запаса прочности различных проволочных канатов:

для расчалок 3,5;

для ручного привода (лебедок) 4,5;

для машинного привода (лебедок) 5,0;

для стропов 10,0;

для грузовых канатов на кранах 10,0.

Пригодность каната определяют по числу оборванных проволок на длине, равной одному шагу (свивки) какой-нибудь пряди каната (рис. 5, а) и (табл. 4), т. е. длине каната, равной шести прядям в направлении продольной оси. При односторонней свивке, обрывов допускается в два раза меньше.

Таблица 4

Браковочные признаки износа канатов крестовой свивки по количеству обрывов проволоки

Первоначальный коэффициент запаса прочности каната при установленном Правилами отношении D:d

Количество обрывов проволоки на длине одного шага крестовой свивки каната

6 х 19 число проволок 114

6 х 37 число проволок 222

6 х 61 число проволок 266

До 6

12

22

36

От 6 до 7

14

26

38

Более 7 .

16

30

40

D – диаметр барабана, мм; d – диаметр каната, мм.

Канаты хранят на барабанах в закрытом, сухом, проветриваемом помещении с бетонным полом. Для предохранения от ржавчины канат погружают в керосин, очищают проволочной щеткой и затем смазывают любым маслом, не содержащим кислот, щелочей и других вредных примесей. Смазка должна проникнуть через всю толщину каната и хорошо пропитать пеньковый сердечник. На барабан лебедки канат наматывают плотными правильными рядами. Движущийся канат не должен соприкасаться с электросварочными и силовыми кабелями. Нельзя применять блоки с разбитыми роликами, перегружать канаты и резко тормозить или включать лебедку. Концы канатов можно присоединять только к тем серьгам и проушинам, которые имеют коуши. Канаты необходимо периодически осматривать.

Сращивание канатов и соединение разорванных цепей болтами не допускается. Для предохранения канатов в местах перегиба от надрыва проволок применяют коуши, различные прокладки из жести, досок и т. п.

Заводы изготовляют канаты длиной 250, 500, 1000 м. При разделении каната на отрезки нужной длины у места разрубки делают две перевязки мягкой проволокой на длине 6–7 диаметров каната, расстояние между перевязками от 1 до 4 диаметров каната (рис. 6). К концу неиспользуемой части каната прикрепляют бирку с указанием диаметра, длины каната и номера сертификата.

Рис. 6. Закрепление канатов перед разрубкой: 1 – 2 – обвязка канатов проволокой; 3 – 4 – 5 – закрепление концов обвязочной проволокой

Стропами называют приспособления, которыми захватывают груз и подвешивают его на крюк грузоподъемного механизма. Изготовляют стропы из стальных проволочных канатов, цепей, а иногда из пеньковых канатов.

Чаще всего применяют стропы из стальных канатов (тросов). Стропы, изготовленные из цепей, используют реже. В ряде случаев стропы из цепей нельзя заменить стропами из канатов (строповка горячего металла – скрап, «козлы», грузов с наличием на них большого количества песка, литья с острыми и неровными краями, рвущими проволоки каната и т. п.).

Цепи бывают сварными – кузнечной и электроконтактной сварки (по ГОСТ 191 из качественной стали марок 45–50, а также пластинчатыми из листовой стали Ст. 2 и Ст. 3. На заводе изготовителе производится пробная и разрушающая нагрузка цепей. При пробной нагрузке испытывается по всей длине каждая цепь, а при разрушающей – образец цепи.

При поставке завод изготовитель сопровождает цепи сертификатом, технические характеристики которого служат основанием для поверочных расчетов стропов из цепей.

Стропы должны быть снабжены бирками, на которых указаны: грузоподъемность, дата испытания и срок следующего испытания.

Стропы по практическому применению можно разделить на универсальные, облегченные с петлей или крюком и с петлями на концах. В табл. 5, 6, и 7 приведены основные характеристики этих стропов. Стропы бывают с одной ветвью, с двумя, четырьмя и восемью. При застроповке грузов надо стремиться, чтобы ветви не прижимали одна другую.

Таблица 5

Универсальные стропы

Диаметр троса d, мм

Длина сращения а, м

Рабочая длина стропа l, м

Длина троса в заготовке, м

19,5

0,40

8,0

16,5

19,5

0.40

10

20,5

22,0

0,45

8,0

16,5

22,0

0,45

12,0

24,5

25,0

0,50

8,0

16,5

25,0

0,50

12,0

24,5

Таблица 6

Облегченные стропы с петлей или крюком

Диаметр троса d, мм

Длина сращения а, м

Длина троса в заготовке, м

12,0

0,25

l +2,0

16,0

0,35

l+2,5

19,0

0,40

l+3,2

20

0,45

l+3,5

25,0

0,50

l+4,5

30,0

0,70

l+5,5

Таблица 7

Стропы с петлями на концах

Диаметр стропа d мм

Размер петли, мм

Минимальная длина стропа l м

А

Б

22,0

175,0

460,0

2,5

25,0

175,0

460,0

2,5

28,0

175,0

460,0

32,0

175,0

460,0

2,5

35,0

225,0

560,0

3,0

38,0

225,0

560,0

3,0

Подвешивая груз на крюк крана (рис. 7), нужно все ветви стропа нагружать одинаково, так как перегруженные ветви могут оборваться. Это особенно важно при подвеске крупногабаритных и тяжелых грузов, когда используются стропы с большим числом ветвей.

Рис. 7. схема подвески груза на крюк крана: S – усилие в стропе; α – угол наклона стропа; β – расстояние между стропами

При строповке необходимо определить центр тяжести груза, чтобы в подвешенном положении он был в равновесии.

При известном весе груза Q кг. Натяжение S кгс, возникающее в каждой ветви, определяется по формуле

S = кгс,

где при α = 0, 30, 45 град. коэффициент m соответственно равен 1; 1,15; 1,42.

В заводской практике рекомендуются следующие способы вязки узлов и петель на стропах.

На рис. 8 показаны наиболее часто встречающиеся петли:

а) мертвая петля;

б) видоизмененная мертвая петля;

в) петля с двойным узлом, для устранения самопроизвольного развязывания, конец петли надо выпустить подальше и поддержать до затяжки;

г) петля с предохранительным узлом на коротком или длинном конце, чтобы петля не развязывалась, необходимо короткий конец завязать узлом;

д) петля на однорогий крюк, широко применяется при подвешивании стропа на крюк;

е) петля на двурогий крюк, применяется при подвешивании на крюк стропа, имеющего с одной стороны петлю;

ж) петля на двойной крюк, применяется при подвешивании на крюк стропа, имеющего с обеих сторон петли.

.

Рис. 8. петли на стропах

На рис. 9 показаны узлы:

а) простой гачный узел; применяется в тех случаях, когда надо быстро набросить и снять конец каната с крюка;

б) двойной гачный узел; завязывается на тонких канатах;

в) крестовый узел; имеет широкое применение.

рис. 8. узлы на стропах

Стропы и цепи испытывают двойной нагрузкой. Для испытаний их устанавливают определенные сроки. Стропы, чалочные приспособления, тару проверяют через каждые 10 дней. Грузоподъемные траверсы осматривают не реже одного раза в 6 мес.

Пеньковые канаты применяют для подъема вручную небольших грузов (ведер с раствором, огнеупоров, инструментов и т. п.), в качестве расчалок, оттяжек, а также на ручных лебедках. На ручных лебедках диаметр барабана или ролика должен быть в десять раз больше диаметра пенькового каната. На моторных лебедках пеньковые канаты не применяют. В беленых канатах допускается напряжение 1 кг/мм2, а если они используются в качестве стропов – 0,5 кг/мм2. Для смоляных канатов напряжение снижается на 10%.

studfiles.net


Смотрите также