Храм в древнем египте


Древнеегипетский храм: часть первая

«Это вне всяких сомнений самое изумительное и самое уродливое растение из всех когда-либо привезённых в нашу страну» – так о вельвичии в 1862 году в письме к Томасу Гексли отозвался один из величайших английских ботаников XIX века Джозеф Долтон Гукер. Именно ему довелось дать ей первое научное описание и присвоить современное бинарное имя: вельвичия удивительная (Welwitschia mirabilis).

В своём названии Гукер отдал должное одновременно и австрийскому ботанику Фридриху Вельвичу, открывшему это растение в 1859 году, и способности вельвичии удивлять даже бывалых биологов. Среди её уникальных особенностей и причудливая внешность, и странный образ жизни, и даже возраст, который, по некоторым оценкам, может достигать 2000 лет. Кроме того, у вельвичии полностью отсутствуют родственники. Фраза «единственная в своём роде» относительно неё – это не просто оборот речи, а точный классификационный факт.

Как выяснилось ещё во времена Гукера, в таксономическом отношении вельвичия – круглая сирота. Она – последний живой представитель своего ботанического рода и семейства; все остальные её родственники давным-давно вымерли.

Судя по ископаемым находкам, ещё в начале мелового периода в южной Африке существовало целое семейство Вельвичиевых, представители которого процветали в гораздо более влажном, чем сегодня, климате. Когда в начале кайнозойской эры он стал меняться и становиться всё более засушливым, почти все они постепенно исчезли. Единственным видом, которому удалось приспособиться и выжить, стала вельвичия удивительная.

Женский экземпляр вельвичии удивительной в пустыне Намиб. Вельвичия встречается на территории всего двух стран мира – Анголы и Намибии, и изображена на государственном гербе последней.

Точная таксономия этого реликтового растения до сих пор остаётся спорной. Новейшие классификации помещают семейство Вельвичиевых в маленький порядок Гнетовых, куда кроме него входят ещё два однородовых семейства не менее странных растений. Все они эволюционно очень далеки друг от друга, но самое обособленное положение в этой разношёрстной компании занимает именно вельвичия.

Сегодня она встречается только в специфических условиях пустыни Намиб, где её в 1859 году и обнаружил Фридрих Вельвич.

Европейская наука узнала о вельвичии благодаря австрийскому ботанику Фридриху Вельвичу (1806 – 1872), который с 1853 по 1861 год по заказу правительства Португалии исследовал флору и фауну Анголы (на тот момент – португальской колонии). За это время он собрал коллекцию образцов приблизительно пяти тысяч видов местных растений, из которых около тысячи были новыми для науки. Некоторые из них впоследствии назвали в его честь.

Главным открытием Вельвича, по-настоящему прославившим его имя, стало обнаружение вельвичии удивительной. Впервые он встретил её 3 сентября 1859 года около города Мосамедиш в юго-западной Анголе. По легенде, он был так поражён находкой, что опустился на колени и какое-то время просто смотрел на неё, боясь, как бы вельвичия не исчезла, оказавшись плодом его воображения.

О своей находке Вельвич написал сэру Уильяму Гукеру, директору Королевских ботанических садов Кью в Лондоне. Тот передал письмо своему сыну, члену Линнеевского общества Джозефу Долтону Гукеру, который и стал заниматься необычным новым видом.

В письме Вельвич дал краткое описание найденного им растения и предложил назвать его Tumboa по местному ангольскому наименованию (n’tumbo).

Осенью 1861 года Уильям Гукер получил новую почту из далёкой Африки. На этот раз это была посылка от известного английского художника Томаса Бейнса (1820 – 1875), который тогда путешествовал по Дамараленду (району на северо-западе современной Намибии). В посылке был рисунок и плохо сохранившиеся шишки растения, которое Джозеф Долтон Гукер немедленно опознал как соответствующее находке Вельвича.

Поскольку сопроводительного письма к своей посылке Бейнс приложить не удосужился, Гукер поначалу не был уверен в том, кто же из его корреспондентов первым открыл новый вид. Поэтому он дал растению временное название Tumboa bainesii. Вскоре, впрочем, ситуация прояснилась, и он с согласия Вельвича поменял его на Welwitschia mirabilis. С 1863 года, когда Джозеф Долтон Гукер опубликовал первое научное описание вельвичии, это номенклатурное обозначение стало официальным.

Публикация Гукера быстро привлекла внимание ботаников. Вельвичия оказалась объектом пристального изучения, и исследователи выявили новые подробности её строения и образа жизни.

Выяснилось, что она – эндемик пустыни Намиб в юго-западной Африке, где произрастает на узкой полосе земли шириной около 150 и длиной в 1000 километров вдоль побережья Атлантического океана, начиная от реки Куйсеб в центральной Намибии и заканчивая рекой Бентьяба в южной Анголе.

Приоритет открытия вельвичии принадлежит австрийскому ботанику Фридриху Вельвичу, который обнаружил её в Анголе 3 октября 1859 года. Вторым был англичанин Томас Бейнс, встретивший это растение в высохшем русле реки Свакоп в Намибии в 1861 году.

Здешние природные условия очень суровы. Летом температура воздуха может превышать 45 °C, а поверхность земли нагреваться до 70 градусов. Зимой по ночам нередки минусовые температуры. Но главная проблема, с которой приходится иметь дело вельвичии – это недостаток воды.

Дожди в этих местах непредсказуемы и скудны. В среднем в регионе выпадает менее 100 мм осадков в год, а кое-где у побережья не набирается и 20. В некоторые годы дождей не бывает вообще. Рек тоже практически нет, а те, что есть – либо текут под землёй, либо образуются сезонно и пересыхают, не достигая океана.

Поразительно, но оказавшись в таких засушливых условиях, вельвичия не выработала способности накапливать воду про запас, как делают все «нормальные» пустынные растения. Она «выбрала» иную стратегию выживания, и за долгие миллионы лет эволюции научилась извлекать влагу буквально из воздуха.

Дело в том, что места произрастания вельвичии знамениты густыми туманами, которые образуются, когда охлаждённые холодным Бенгельским течением воздушные массы встречаются с горячим воздухом пустыни Намиб. В отличие от здешних крайне редких и нерегулярных дождей, они случаются около 300 дней в году, и, по оценкам учёных, добавляют к скудному годовому количеству местных осадков ещё около 50 мм воды.

Туманы окутывают пустынное побережье Намибии и Анголы приблизительно на 80 километров вглубь материка. В этой «полосе жизни» и растёт большинство экземпляров вельвичии, которая выживает только благодаря их регулярной влаге.

Воду туманов вельвичия извлекает в основном своими листьями. В отличие от большинства представителей флоры пустынь они у неё длинные, широкие и тонкие и больше похожи на те, которыми располагают растения тропиков и других влажных мест. На каждый квадратный сантиметр их поверхности приходится до 22 тысяч устьиц (пор), которые остаются открытыми во время туманов и дождей и впитывают их живительную воду. Именно это и позволяет вельвичии существовать в крайне засушливых условиях пустыни Намиб.

Женский экземпляр вельвичии крупным планом. Своими необычно большими для пустынных растений листьями вельвичия улавливает воду. В жаркие дни устьица на них закрываются, сокращая испарение влаги.

Помимо непосредственного поглощения воды, вельвичия использует свои крупные листья и ещё одним интересным способом. Роса, которая образуется на их поверхности во время туманов, стекает по ним на землю, благодаря чему растение как бы «поливает» собственные корни.

Корневая система вельвичии тоже устроена так, чтобы по максимуму извлекать всю доступную влагу. За сбор дождевой воды отвечает обширная сеть тонких впитывающих корней, которые простираются в верхнем слое почвы до 30 метров вокруг растения. Грунтовые же воды вбирает длинный стержневой корень, который у крупных экземпляров вельвичии может уходить на глубину до 8 метров.

Не характерные для пустынь огромные размеры и наличие большого количества пор – не единственные уникальные особенности листьев вельвичии. Ещё более поразительно то, что их, несмотря на весь ворох зелёных и серо-бурых лент над взрослыми растениями, – всего две штуки, и вельвичия сохраняет их всю свою долгую жизнь. Они появляются вскоре после прорастания семени и затем, словно два конвейерных полотна, бесконечно выходят из растения наружу.

По достижении приблизительно двухметровой длины листья начинают разделяться на отдельные полосы, а их концы – растрёпываться и сворачиваться в кольца. Из-за этого взрослые вельвичии выглядят словно выброшенные на берег гигантские зелёные осьминоги.

Растут листья вельвичий со скоростью около 13,8 сантиметра в год и в среднем достигают 2 – 4 метров длины (из которых более половины – это отмершая ткань). У крупных старых экземпляров эти показатели могут быть значительно выше – до 6,2 метра длины и 1,8 метра ширины. Общий размах лежащих на земле листьев может достигать 8,7 метра.

Как листья, так и «цветоножки» мужских и женских растений растут у вельвичии из верхней кромки ствола.

Оба листа вельвичии растут из верхней кромки её прочного волокнистого неветвящегося ствола, который, как и всё у вельвичии, тоже необычен. Его верхушечная точка роста очень рано отмирает, из-за чего ствол с возрастом увеличивается в основном не вверх, а вширь, постепенно приобретая характерный вид вогнутого диска до метра в поперечнике.

Из-за такого уникального типа роста средняя высота вельвичий невелика и составляет всего около полуметра. Впрочем, бывают и исключения: крупнейший зарегистрированный экземпляр из кратера Мессум в Намибии имеет высоту 1,8 метра.

Поскольку вельвичии не образуют годовых колец, их точная продолжительность жизни неизвестна. Радиоуглеродное датирование показывает, что средний возраст представителей этого вида составляет 500 – 600 лет. Учитывая, что ствол у вельвичий растёт со скоростью всего около 1 мм в год, некоторые исследователи полагают, что её самые большие экземпляры могут быть старше 1500 лет, а в единичных случаях достигать даже двухтысячелетнего возраста.

Как бы то ни было, вельвичия всю жизнь отращивает одну-единственную пару листьев, которые поэтому являются самыми долгоживущими в мире растений.

Ещё одной странностью вельвичии является то, что это – голосеменное растение, а все присущие ей морфологические схожести с цветковыми видами мировой флоры возникли совершенно независимо от последних. Как показывает генетический анализ, порядок Гнетовых, куда входит вельвичия, развился из отдела Хвойных, и поэтому она, как ни удивительно, является родственником, например, современных сосен, кедров и елей.

Как и эти растения, для размножения вельвичия образует мужские и женские шишки (стробилы) на соответствующих особях (то есть, в отличие от большинства Хвойных, она двудомна).

Популяции вельвичии тяготеют к руслам пересыхающих и подземных рек. Но даже здесь, чтобы не конкурировать друг с другом за воду, они растут разобщённо, единичными экземплярами либо небольшими редкими группами. На переднем плане – молодая вельвичия с женскими шишками.

Производящие пыльцу мужские стробилы имеют характерный лососёвый цвет. Они достаточно мелкие и появляются группами по 2 – 3 штуки на концах ответвлений «цветоножек». Для привлечения насекомых мужские шишки вельвичии выделяют нектар с 50-процентным содержанием сахара. Женские шишки крупнее, окрашены в красновато-бурый цвет с сиреневым отливом и тоже образуются на концах ветвящихся репродуктивных отростков. Как и мужские, они производят капельки нектара.

Недавние исследования показали, что размер, большой вес и липкость не дают пыльце вельвичии эффективно распространяться по воздуху. С мужских особей на женские её переносят различные виды ос и других насекомых.

Семена в женских шишках созревают приблизительно через 9 месяцев после опыления. Одно женское растение может нести более 100 стробил и производить от 10 до 20 тысяч семян за раз. Семена имеют размеры 25 на 36 миллиметров и снабжены двумя крыловидными выростами, которые позволяют им разноситься ветром.

Большое количество семян необходимо вельвичии для гарантированного выживания вида. Согласно исследованиям, в природе только 0,1% от их числа даёт всходы. Остальные гибнут от грибковых инфекций, поедаются мелкими пустынными животными или просто теряют всхожесть, поскольку сохраняют жизнеспособность лишь считанные годы.

Прорастают семена вельвичии только после нескольких дождливых дней подряд. Из-за того, что это случается довольно редко, растения какой-либо одной группы часто имеют одинаковый возраст, так как все они появились из семян, взошедших в один и тот же удачный год.

На первый взгляд вырастить на подоконнике такое экзотичное растение как вельвичия невозможно. Однако на деле это не намного сложнее, чем завести обычную герань.

Вельвичия легко разводится семенами, которые при желании нетрудно купить в Интернете. Высевают их в грубый стерильный грунт вроде крупного песка.

Прорастая, каждое семя выпускает две семядоли, постепенно отрастающие до длины 25 – 35 миллиметров и сохраняющиеся у растения около полутора лет. Вскоре после них появляются и листья. Спустя примерно четыре месяца они обгоняют семядоли в размере.

Крупное женское растение вельвичии с полностью созревшими и рассыпающимися шишками. Вокруг видны разбросанные ветром семена.

Наиболее сложный период в разведении вельвичии – первые восемь месяцев после появления всходов. В это время сеянцы подвержены грибковым заболеваниям, и их необходимо обрабатывать фунгицидами (взрослые вельвичии от болезней практически не страдают).

Другой важной особенностью растения является довольно нежный стержневой корень, который нельзя повреждать при пересадках. Он весьма длинный, поэтому вельвичии нужен высокий горшок.

Наконец, следует помнить, что, хоть вельвичия и является пустынным жителем, запасать воду она не умеет и поэтому её необходимо регулярно поливать (особенно в молодом возрасте).

На сегодня численность вельвичии в дикой природе достаточно велика. Растение всё ещё обычно в регионах своего произрастания и находится вне угрозы непосредственного исчезновения. Тем не менее, по классификации Международного союза охраны природы вельвичия относится к близким к уязвимому положению видам, а её будущее исследователи оценивают как далеко не безоблачное.

Дело в том, что у вельвичии очень низкие темпы воспроизводства и роста, а ареал обитания хоть и широк, но охватывает лишь одну-единственную экологически ограниченную и уязвимую зону. Поэтому и в Намибии, и в Анголе вельвичия защищена системой национальных парков, а учёные постоянно отслеживают состояние её популяции.

Наибольшие опасения у специалистов вызывают грибковые поражения женских шишек и семян, уничтожающих до 80% потомства вельвичии. Из других угроз отмечены повреждения растений туристическими автобусами и внедорожниками, а также незаконный браконьерский сбор.

При этом, как ни парадоксально, в отношении наносимого человеком вреда в неблагополучной Анголе вельвичия защищена сравнительно надёжней, чем в спокойной и зажиточной Намибии. Дело в том, что после почти 30-летней гражданской войны там осталось много минных полей, которые отпугивают большинство потенциальных двуногих вредителей.

Молодое женское растение с ещё не разделившейся на отдельные ленты парой листьев.

Помимо антропогенных угроз, вельвичия страдает и от объедания дикими животными и домашним скотом. Ориксы, спрингбоки, горные зебры Хартмана и чёрные носороги в пору сильной засухи жуют её листья ради содержащейся в них воды, иногда обгладывая их до самого основания. К счастью, это обычно не смертельно для растения, и листья вскоре отрастают снова.

В прежние времена немногочисленное аборигенное население пустыни Намиб употребляло вельвичию в пищу. В периоды голода представители местных кочевых народов собирали её женские шишки и ели их как в сыром, так и запечённом виде. Теперь это в прошлом, и сегодня основная «задача» этого уникального растения – привлекать экотуристов с их деньгами. В Намибии, например, туры «в пустыню к вельвичии» давно являются популярным туристическим продуктом.

Удобнее всего посмотреть на вельвичию в условиях дикой природы можно на так называемых Вельвичиевых равнинах в северной части огромного Национального парка «Намиб-Науклуфт». Они находятся примерно в 50 километрах к востоку от прибрежного намибского города Свакопмунда, откуда на равнины не трудно попасть, купив тур у многочисленных местных турагентств. Не запрещается, впрочем, ездить и самостоятельно. Для этого в Свакопмунде нужно арендовать внедорожник и приобрести входные билеты в Национальный парк. В комплекте с ними идёт карта с обозначенными достопримечательностями и кемпингами (для ночёвки в которых необходимо разрешение).

Специально для тех, кто приезжает в парк ради вельвичий, по равнинам проложен автомобильный маршрут Вельвичия-Драйв, поездка по которому занимает около 4 часов. Вдоль маршрута расставлены 13 пронумерованных каменных маяков, отмечающих его наиболее интересные места. У каждого из них можно остановиться и заняться исследованием местности. Номер 12 – это так называемая «Большая вельвичия» высотой в 1,4 метра и диаметром лежащих на земле листьев около 5 метров. По пути встречаются и другие вельвичии, обложенные каменными кругами для их лёгкого обнаружения.

В Национальном парке «Намиб-Науклуфт» вельвичии для удобства их распознавания часто обозначены каменными кругами.

Отправляясь в дорогу, следует запастись водой, едой и бензином, поскольку на Вельвичия-Драйв нет ни заправок, ни магазинов. Также необходимо помнить, что длинные и широкие листья вельвичий дают укрытие многим жителям пустыни, в том числе скорпионам и змеям. Поэтому нужно быть осторожным и стараться ничего не трогать.

Сегодня вельвичия выращивается во многих ботанических садах мира, и чтобы на неё посмотреть, ехать в Намибию не обязательно. Однако по достоинству оценить это уникальное растение можно лишь в его естественной среде обитания, к которой вельвичия так великолепно приспособлена. Поэтому, оказавшись в северной Намибии, нельзя не завести с ней знакомства. Она не только самый необычный представитель флоры этой страны, но и одно из наиболее причудливых растений всей планеты в целом.

История появления одного из главных архитектурных шедевров Северной Индии – джайпурского дворца Хава-Махал – началась задолго до его фактической постройки в 1799 году. Как и другие культурные особенности региона, это здание – результат многих столетий противостояния и трудного сближения индуистских и исламских традиций. В этом смысле Хава-Махал восходит к событиям, начавшимся ещё в VIII веке, когда Северная Индия впервые столкнулась с угрозой мусульманской экспансии.

Как известно, на её начальных порах индусам сопутствовала удача. Долгое время им удавалось успешно отражать все попытки пришельцев закрепиться к востоку от Инда. Однако с конца XII века разные исламские правители, несмотря на отчаянное индийское сопротивление всё же начали продвигаться вглубь субконтинента.

Каждый шаг давался наступающим с большим трудом. Особенно упорно захватчикам сопротивлялись раджпуты – представители разных этнических групп из варны воинов-кшатриев. Их небольшие княжества оказались для мусульман крепким орешком и надолго задержали исламский захват индийских земель.

Вид на верхние два этажа Хава-Махала с внутренней стороны здания.

Дольше всего с оружием в руках отстаивали свою свободу раджпутские государства нынешнего индийского штата Раджастхан. Только могучая империя Великих Моголов смогла превратить их в своих вассалов, но даже под всесильной могольской властью воинственные раджпуты не раз поднимали восстания.

Несмотря на многовековую вражду, раджпуто-могольские отношения не сводилась к одним только военным конфликтам. За долгие годы сосуществования представители высших сословий раджпутов переняли у своих сюзеренов и некоторые их традиции. В частности, женщины из аристократических раджпутских семей со временем стали соблюдать пурду – мусульманский по происхождению обычай женского затворничества. Кроме того, раджпуты позаимствовали у моголов немало особенностей их архитектуры.

Аркады и купола Хава-Махала отчётливо свидетельствуют о могольском влиянии на раджпутскую архитектуру.

Именно в качестве своеобразного результата этих заимствований в 1799 году и появился замечательный памятник индийского зодчества под названием Хава-Махал.

Хава-Махал расположен в Джайпуре, знаменитом Розовом городе Индии, который был основан 18 ноября 1727 года махараджей Джай Сингхом II в качестве новой столицы своего старинного раджпутского княжества. Сегодня этот шумный трёхмиллионник является главным городом крупнейшего индийского штата – жаркого и пустынного Раджастхана.

Своим поэтичным вторым названием Джайпур обязан цвету песчаника, из которого строился его исторический центр. Именно здесь, в самом сердце старого города и находится популярнейшая достопримечательность и символ Джайпура – дворец Хава-Махал.

Это красивое сужающееся кверху пятиэтажное здание в 1799 году построил внук основателя Джайпура махараджа Пратап Сингх. Считается, что Хава-Махал возведён в форме короны бога Кришны, которому махараджа был очень предан. Дворец гармонично сочетает в себе индуистские и могольские архитектурные традиции, являясь подлинным олицетворением раджпутского зодчества.

Как и остальные здания в историческом центре города, Хава-Махал построен из красного песчаника. Помимо этого, снаружи он выкрашен в нежно-розовый цвет, красиво подчёркнутый белой канвой и узорами.

Самой узнаваемой особенностью Хава-Махала являются особые балконы-джхароки, которыми украшен каждый из пяти этажей главного фасада здания. Они изящно оформлены декоративными купольными балдахинами и закрыты ажурными резными ширмами с крошечными окнами.

«Гребень» пятиэтажного главного фасада Хава-Махала имеет высоту 15 метров. Несмотря на это у него очень тонкие стены: их толщина составляет всего 20 сантиметров.

Джхароки представляют собой одну из характернейших черт раджпутской архитектуры. Интересно, что при всех их эстетических достоинствах они были не просто элементами художественного убранства того или иного здания, а строились с чёткой практической целью.

Как уже было сказано, под властью Великих Моголов высшая аристократия индуистов-раджпутов переняла исламскую традицию пурды. Согласно ей женщинам знатных раджпутских домов запрещалось появляться перед чужаками. По сути это означало, что они были обречены находиться взаперти всю свою жизнь. Единственное «взаимодействие» с окружающим миром для них сводилось к пассивному наблюдению за городской повседневностью. Для этого и были придуманы свойственные раджпутской архитектуре закрытые балконы-джхароки, пришедшиеся как нельзя кстати при возведении Хава-Махала.

Замысловато декорированная внешняя стена Хава-Махала резко контрастирует с незатейливым видом его заднего фасада, который (как и интерьер постройки) довольно прост и практически лишён украшений.

Дело в том, что Хава-Махал непосредственно прилегает к женскому крылу огромного Городского дворцового комплекса. Для живших там аристократок из княжеского дома махараджи Джайпура он и был построен. Каждой из женщин в Хава-Махале была отведена небольшая личная комната, закрытая от посторонних глаз джхарокой. Находясь там, хозяйка комнаты могла незаметно наблюдать за запретной для неё уличной жизнью города.

Помимо раджпутских балконов интересной особенностью Хава-Махала является его способность легко пропускать через себя наружный прохладный воздух. За это он, собственно, и получил своё название, которое переводится как «Дворец ветров».

Ценное для знойного Раджастхана свойство самоохлаждаться появилось у Хава-Махала благодаря его особой плоской планировке. Из пяти этажей дворца верхние три имеют толщину всего в одну комнату, что позволяет ветру свободно гулять по всем помещениям здания. Кроме того, раньше система естественного воздушного кондиционирования дополнялась ещё и фонтанами.

Необычный дворец Хава-Махал с его ажурными балкончиками-джхароками очень популярен у туристов. Джайпур хорошо сообщён с остальной Индией автомобильными и железными дорогами и имеет под боком международный аэропорт, поэтому здесь всегда много как местных, так и иностранных посетителей.

Поскольку Хава-Махал был своего рода железным занавесом между женщинами княжеского дома и внешним миром, входа с главного фасада у него нет. Все, кто имел право сюда входить, делали это с территории Городского дворца. Сегодня, чтобы оказаться внутри, нужно обойти Хава-Махала слева.

У дворца отсутствуют привычные лестницы для подъёма на верхние этажи. Вместо них устроены специальные пандусы.

Пройдя через величавые входные врата, посетитель попадает в просторный внутренний двор, с трёх сторон окружённый двухэтажными постройками. С четвёртой стороны находится сам Хава-Махал, закрывающий двор с востока. Туристы могут подняться на самый верх здания и насладиться прекрасными видами на город. Сверху, например, отлично видно знаменитую обсерваторию Джантар-Мантар и Городской дворец.

В Хава-Махале есть также небольшой археологический музей. Выставленная здесь миниатюрная живопись и богатые экспонаты вроде церемониальных доспехов помогут посетителям оживить в своём воображении образы далёкого раджпутского прошлого.

Хава-Махал открыт с 9:00 до 17:00. Лучшее время для посещения – раннее утро, когда Дворец ветров выглядит особенно потрясающе, источая оранжево-розовое сияние в золотых лучах восходящего солнца.

Входная плата для взрослых иностранцев составляет 50 индийских рупий; студенты платят вдвое меньше. Услуги гида обойдутся в 200 рупий, аудиогид на английском языке – в 110.

destinata.ru

Древние храмы Египта

Храм в Древнем Египте – главная сокровищница мудрости, учености и религиозных культов. В него приходили люди, чтобы узнать судьбу или пожертвовать богам часть своего имущества для получения удачи. Они служили мостами между миром людей и потусторонним царством мертвых…

Из-за того, что «страна папируса» полностью лишена леса, главным строительным материалом для сооружений был камень и кирпич-сырец. Для домов крестьян использовалась грязь из Нила. Древние храмы Египта сооружались из камня или вырубались в скалах.

Возводили религиозные сооружения по приказам фараонов и украшали максимально роскошно и торжественно. Особой формой поклонения богам были пирамиды. В них хоронились только самые могущественные правители государства.

Типы храмов Древнего Египта

Историки и архитекторы выделяют 3 типа храмов Древнего Египта:

  • Пещерные. Такие сооружения вырубались в скалах при помощи обычных камней и других простых орудий труда. Самые известные храмы этого типа расположены в Абу-Симбеле. Они поражают колоссальными размерами и огромным количеством вырубленных из камня скульптур.
  • Периптеральные. Простые, но изящные и красивые святилища богов Древнего Египта. Жертвенник в них окружен колоннами и вертикальными стенами. Красивейшие периптеральные храмы находятся в Элефантине и Мединет-абу.
  • Более поздние. Сооружения периода упадка Египта, в который архитекторы пытались наложить черты и детали греческой архитектуры на египетскую. Лучше храмы этого типа обнаружены в Филе, Эдфу, Калабше.

Храмовые комплексы Древнего Египта

Великий Храм Мединет-Абу

Огромный храмовый комплекс на берегу реки Иордан. Первое сооружение в нем – небольшой храм в честь Амун был построены при фараонах Хатшепсут и Тутмосе III.

Рамсес III возле них приказал соорудить свою гробницу и окружить весь комплекс, вместе с цехами и жилыми домами ремесленников большой кирпичной стеной. В IX веке, после эпидемии чумы жители покинули Мединет-Абу. Сейчас комплекс открыт для посещения.

Храм Ком Омбо

Храм Ком Омбо называют «зеркальным». Он включает 2 одинаковых сооружения, которые стоят друг напротив друга. Строение возведено во времена Птолемеев.

Левая часть посвящена богу Себеку (с головой крокодила), а правая Хароерису (с головой сокола). Храм Ком Омбо расположен в одноименном городе, на восточном берегу Нила. Комплекс открыт для туристов и подсвечен специальными приборами в ночное время суток.

Колоссы Мемнона

Колоссы Мемнона – две статуи высотой по 18 метров, которые изображают фараона Аменхотепа III. На боковых панелях воссоздан образ бога реки Нил – Хапи. У ног правителя высечены барельефы его жены и матери.

Возраст скульптур – приблизительно 3400 лет. Материалом их для возведения служили блоки из кварцитного песчаника, которые были изготовлены возле нынешнего Каира и перемещены на расстояние в 670 км. Колоссы стоят в некрополе Фив, напротив города Луксор.

Храмы острова Филе

Остров Филе во времена Древнего Египта был центром поклонения богине Изиде. Комплекс острова состоит из храма Нектанеба, храма Хатор, павильона Трояна и монументального храма Исиды.

Сам остров первоначально располагался на скальной гряде, у первого порога Нила, но в 60-е годы был затоплен водохранилищем, которые возникло после возведения Асуанской ГЭС. Все сооружения с него были перенесены на островок Аджликия, где были точно воссозданы топографические условия Филе.

Храм Эдфу

Храм Эдфу – второй по величине храм Египта. Его строительство продолжалось с 237 по 57 годы до нашей эры и было закончено при Птолемее XII – отце легендарной царицы Клеопатры. Сооружение посвящено богу с головой ястреба – Хору.

Размеры храма – 137 на 79 метров. Максимальная высота пилонов – 36 метров. Комплекс состоит из внутреннего двора, колонного зала, библиотеки, жертвенника, лаборатории и многих других помещений. Храм расположен у города Эдфу, в 100 км южнее Луксора.

Храм Сети I в Абидосе

Сети I – фараон-отец знаменитого Рамсеса II. Он правил 1290-1975 годах до нашей эры и построил в честь себя и своего отца большой храмовый комплекс. До нынешнего времени сохранились основное здание сооружения.

Стены и вспомогательные постройки были разрушены в процессе сельскохозяйственной деятельности, которая велась возле храма. Комплекс находится в некрополе города Фивы.

Египетский Храм Хатшепсут

Египетский Храм Хатшепсут – гробница легендарной царицы, которая правила Египтом в 1479-1458 годах. Сооружение комплекса началось сразу после вступления принцессы на трон и продолжалось даже после ее смерти. Террасы храма достигают высоты 30 метров и когда-то были обсажены зеленью. Уникальное здание находится в местечке Дэйр-эль-Бахри, возле Луксора.

Луксорский Храм

Луксорский храм – одно из самых величественных сооружений Египта. Он посвящен Амону, Муту и Хонсу и соединен аллеей сфинксов с Карнакским храмом. У входа в него стояли 4 огромных монолитных скульптуры. Одна из них в середине XIX века украсила площадь Согласия в Париже. Луксорский храм занимает важное место в программе круизов по Нилу.

Абу Симбел

Два храма-близнеца, которые высечены в скале высотой 100 м. Большой храм посвящен фараону Рамсесу II и богам Амону, Ра-Хорахти и Птаху. Малый в честь жены правителя – Нефертити и богини Хатхор.

В 1964-1968, при затоплении водохранилища Асуанской ГЭС комплекс был разрезан на большие блоки и перенесен на 65 метров выше 200 метров дальше от Нила. Доехать до храма из Каира можно за 4 часа на автобусе.

Карнакский Храм

Самый большой древний культовый комплекс, который найден археологами. Он возведен в честь трех главный божеств Египта – Амона-Ра, его жены Мут и сына Хонса.

Только колонный зал храма имеет площадь 5 000 кв. м. Строительство сооружения длилось более 500 лет, с 1570 по 1100 года до нашей эры. Комплекс включен в список наследия ЮНЕСКО. Он расположен в 2,5 км севернее Луксора и ежедневно открыт для посетителей.

link

Похожие материалы:

www.softmixer.com

Храмы древнего Египта

Как и гробницы, храмы строили из камня. Они создавались в качестве жилища для богов и имели множественные сходства с домами людей. О существовании ранних храмов древнего Египта мы можем судить благодаря тому, что более поздние храмы строились непосредственно на месте старых. К своему расцвету храмовое строительство пришло в период Нового царства. Именно храмы этой эпохи прославили архитектуру Древнего Египта, они по сей день возвышаются над современными поселениями и городами вокруг них. Интерьеры храмов, как и полагается, всегда были украшены изящно и богато. Нередко на стенах храмов изображались фигуры фараонов, сцены их жизни и побед. Кроме того, храмы были немаловажными политическими и социальными центрами. Жречество в период Нового царства обладало завидной властью, и храмы потому были независимыми и служили исключительно богам.

Рядом со Сфинксом в Гизе располагается нижний храм пирамиды Хефрена. С верхним храмом его соединяла дорога, а сам храм сфинкса примыкал ко двору пирамиды.
Храм сфинкса в Гизе ↑
В период V династии в древнем Египте начали строиться храмы, посвященные Ра – богу Солнца. От пристани на реке Нил к храму Солнца в Абусире вел мощеный коридор, снабженный верхним светом. Центр двора венчал обелиск, а возле храма стояла священная ладья, также посвященная богу Солнца.
↑ Храм Солнца в Абусире
В отличие от других храмов древнего Египта при гробницах, в храме Хатшепсут не было погребения. Сам храм в Дейр эль-Бакри располагался на трех террасах. К храму от молельни вела дорога, а по ее сторонам стояли фигуры сфинкса, высеченные из известняка. Нижняя терраса включала в себя двор с прудом, к ней примыкали два святилища – Татхор и Анубиса. Двор на средней террасе имел портик с четырехгранными колоннами. Верхняя терраса содержала обнесенный колоннадой третий двор. По бокам от нее возвышались статуи царя Хашепсут пятью метрами в высоту.
Храм Хатшепсут в Дейр эль-Бакри ↑
Возле храма Рамсеса II с восточной стороны располагался пилон, а за ним находился открытый двор. В этом дворе стояло несколько статуй царя в обличии бога Осириса. Фасад дворца с северной стороны содержал портик и двойную колоннаду.
↑ Рамссеум
Вход в храм был обрамлен высокими трапециевидными каменными башнями, носящими название «пилоны». Сверху они накрывались карнизом и искусно украшались рельефом. Обычно передняя поверхность пилона содержала сюжеты из жизни царя, а задняя хранила рассказы в рисунках о ритуальных сценах Древнего Египта.
Пилоны ↑
Огромные вырубленные из камня статуи имеют название колоссы. Они изображают стоящего или сидящего фараона в обличии божества, с царским головным убором или короной. Вес колосса мог достигать 1 000 тонн. Располагались эти статуи, как правило, перед фасадом храма.
↑ Колоссы
Мифологическое происхождение Египта объяснялось символикой храмов. К примеру, стена, ограничивающая храм, обозначала границы воды вокруг этого места, а база, на которой и строилось святилище, была символом первозданного холма, на котором и основался Египет.
Культовые храмы времен Нового царства ↑

ri-kam.ru

Величественные храмы Древнего Египта. Фото с названиями.

Остатки римского театра-стадиона «Колизей», построенного в 72 — 80 годах нашей эры, то есть 1937 лет тому назад, для нас – древняя постройка, разрушенная землетрясением. Что же тогда говорить о египетских храмах возрастом 4000 — 5000 лет!

В нашем понимании храм – это религиозное культовое сооружение для посещения верующими. Даже мысленно трудно представить этот исторический период и то, как в нем трансформировалось понятие «храм». Древние египтяне утверждали, что это «дом бога». Разные словари приблизительно одинаково толкуют это слово: постройка для поклонения богу; здание особого назначения.

Картакский храм. Общий вид

Сложно применить эти понятия к Древнему Египту, ведь любая религиозная структура с гробницами там именуется храмом. Многие такие сооружения одновременно были и административными центрами, и крепостями, защищавшими население от захватчиков. Храмы  являлись собственниками земель, скота, принимали пожертвования и даже трофеи от сражений, материально поддерживали не только строителей и жрецов, но и всех жителей города.

Зодчество – вечная загадка древнейшей цивилизации

Многие туристы, посещающие такие храмовые комплексы, а также гробницы и пирамиды фараонов, кроме восхищения талантом древних, каждый по своему профилю подробнее интересуется сооружениями. Например, строитель прощупает руками кирпич или каменные блоки, расспросит египтян о способах их формовки или резки, а также подъема вплоть до вершины пирамиды.

Читайте также: Украшения Древнего Египта — обереги даже для мумий. Рисунки и фото.

Было несколько случаев доказательства искусственного происхождения блоков пирамид и кирпича храмов. Один российский химик отлил в форме кирпич, который без дополнительной обработки уже через несколько дней выдержал вес груженого «ЗИЛа». Он просчитал и время, которое тот кирпич сможет «прожить»: почти по-египетски.

Египетские пирамиды

Все же главная версия получения каменных блоков — из местного скального известняка. Он – вечный! А кирпич-сырец из глины не такой зодческий «долгожитель».

Другие туристы-гуманитарии срисовывают со стен древнейшую письменность – пиктограммы. Кстати, одна из них, обозначающая понятие «храм», выглядит как небольшой чертеж постройки. Третьи, художники, сфотографируют образцы орнаменталистики, ведь она, как вид художественного искусства, зародилась именно в Древнем Египте. Рассмотрим древние постройки Египта с фото и вспомним названия храмов

В число сооружений, достойных восхищения, можно отнести такие храмы и дворцово-храмовые комплексы: Карнакский, Абу-Симбел, Луксор, Хатшепсут, Сети 1-й, Эдфу, Филе, Колоссы Мемнона.

Карнакский храм.

Храмовый комплекс в Карнаке. Вид сверху

Даже по его руинам можно представить древнее величие. Ничто с ним не сравнилось бы. Он — наибольший античный религиозный храм в мире. Поскольку возводился почти полторы тысячи лет, то это общее достижение сотен поколений египетских зодчих и простых рабочих, в основном рабов, и, конечно же, фараонов Нового царства. В результате был возведен величественный по площади храмовый комплекс — 5000 квадратных метров, крыша его находилась на высоте почти девятиэтажного жилого современного дома и держалась на 134 массивных колоннах.

Карнакский храм. Фронтальная часть

И получился расширенный храмовый комплекс. На его территории были три основных египетских храма, а также меньших размеров закрытые и несколько внешних храмов.

Читайте также: Древние цивилизации и археологические открытия поражают воображение до сих пор

Комплекс, вернее, то, что от него осталось, можно посетить в городе Луксоре, чуточку севернее от него. Там увидите схему первоначальных чертежей и рядом озеро.

Храм Абу-Симбел.

Главная религиозная достопримечательность Египта. При фараоне Рамзесе Втором развили строительство храмов в известняковых скалах. Этот природный камень годится для вырезания больших пространств. Ему не нужны подпорки. Лучшей из всех этих построек стал храм Абу-Симбел с четырьмя двадцатиметровыми статуями фараона (сидячий) с двух сторон входа в большую храмовую гору. Правда, от одного, слева у входа, осталась только часть туловища. На входе в малую гору вытесаны шесть стоячих фигур.

Храм Абу-Симбела

На установленном рядом макете прежнего «двойника» и нынешнего видны различия: там сплошная гора, а здесь — два рядом расположенных холма храмового комплекса. Прежние трещины в песчанике убрали с помощью современных средств.

Первоначально храмы вырезали в середине тринадцатого столетия, но уже ощущается снижение качества искусства оформления гробниц. Большой храм освящал Рамзеса Второго и трех богов. Вход в храм так сориентирован в пространстве, что лучи солнца проникают в анфиладу из двух залов и святилища, фокусируясь на статуях Рамзеса, богов Амона и Ра.

Статуи внутри храма Абу-Симбела, дважды в год освещаемые солнцем

Дважды в год лучи уходили еще дальше в глубину и снова высвечивали Рамзеса и двух богов. Третий – бог подземного царства Птаха всегда оставался в темноте. Гигантские статуи видны с акватории Нила, где проплывали корабли тогда и сейчас. Интерьер скального комплекса украшен росписями и резным способом на тему жизни фараона.

Меньший храм – в честь богини Хатор. Внутри — простота и скромность. А снаружи опять не обошлось без статуй Рамзеса.

В городе Луксоре, который построен на бывшем полисе Фивы, действовал храм, прославлявший известных древнеегипетских богов — Мута и Чонса. Оказывается, что современные фестивали пришли к нам из очень далекой древности. В Фивах они проходили ежегодно. В это время статуи богов «путешествовали» по храмовому комплексу в огромном окружении знати, служащих действующего фараона.

Статуи Храма Абу-Симбела

В Лусор многочисленные туристы со всего мира едут для прогулок по роскошной единственной египетской реке и для знакомства с древностями по обоим берегам удивительной реки, укрощенной электростанцией.

Храм Хатшепсут.

Это пантеон «Находящейся впереди благородных дам», — таково значение имени женщины-фараона. Захватив власть у фараона Тутмоса, властно правила Египтом. Считала себя женой царя и супругой бога Амона. Кое в чем ее сравнивают с еще одной женщиной-фараоном чужестранкой (македонка, ее привез Александр Македонский) Клеопатрой 7-й.

Храм Хатшепсут

До Хатшепсут и до завоевания Египта Александром Македонским здесь правили еще четыре женщины. История свидетельствует, что цари-женщины становились у руля государства в самые критические моменты его существования.

Читайте также: Древние цивилизации на территории России — пролог крепкой государственности

Архитектура храма необычна: культовое сооружение состоит из довольно высоких террас. Они находились в зелени садов.

Усыпальница фараона Сети.

Важный артефакт его святилища – полная и самая достоверная хронология царей-фараонов от самых первых.

Храм Сети

Храм в городе Эдфу посвящен богу.

В Египте было многобожие, но это не мене важный, чем другие, ведь каждый очередной правитель должен был править на земле от его имени. Сооружение по размерам и величию – второе после Карнакского. Оно неплохо сохранилось, поэтому паломников к нему много.

Храм Эдфу

Строился храм по древнеегипетским меркам недолго – чуть меньше двух веков. Открыли за полстолетия до наступления нашей эры. В его архитектуре уже сочетаются традиционные египетские мотивы с греческими элементами.

Бог в образе сокола. Храм в Эдфу

Храмы Филе.

На остров Филе Нила (размером 400 х 135 метров) египтяне боялись переплывать. Считалось, что там жили жрицы. Но пугаться, как оказалось, надо не этого и не в древние времена. В 60-е годы 20-го столетия Ассуанская плотина уничтожила достижения древних египтян за тысячелетия. На острове был огромный храмовый комплекс, манящий к себе и археологов, и туристов. Главный храм – Исиды и еще несколько достопримечательностей тех времен. И на другой остров, Аджилкия, перенесен комплекс с помощью ЮНЕСКО в 60-е годы 20-го столетия. Но могила Осириса ушла под воду, как и остров Филе.

Перенесенный храм с осторва Филе

Храм Аменхотепа.

Огромных размеров каменные изваяния фараона Аменхотепа на троне должны были завершить комплекс его личного храма и последней обители на земле. Но их постигла судьба других достопримечательностей этой территории вокруг Нила. Правители не должны были выбирать место вблизи бурной реки. Ее воды подошли к ногам статуй и стали размывать основание. Землетрясение раскололо один колосс. Статуи перевезли в спокойное место и спасли от полного разрушения. «Парочка» простояла в течение уже 3500 лет в некрополе этого города.

Храм Аменхотепа. Каменные колоссы

Tags: Древнеегипетские храмы, храмы древнего египта фото с названиями

nosecret.com.ua


Смотрите также