Храм древний египет


Удивительные храмы Древнего Египта

Древнеегипетская цивилизация, зародившаяся по берегам Нила многие тысячелетия назад, оставила нам в наследие богатейшие памятники материальной и духовной культуры. Архитектура Древнего Египта поражает монументальностью, а гробницы фараонов стали величайшими памятниками Древнего мира. Из всего историко-архитектурного великолепия выделим величественные храмы Древнего Египта, рассмотрим их особенности, расскажем об истории возведения храмовых комплексов, предназначения и функционирования.

Храм Сети I

В городе Абидос в правление фараона Сети I началось строительство его заупокойного храма, и, возможно завершил грандиозное строительство уже его сын.

В одном из помещений Сети устроил поминальный зал для своего отца Рамсеса I, который при жизни не успел выстроить собственную усыпальницу. Вход в храм украшают красивейшие колонны, капители которых выполнены в форме распустившихся бутонов папируса.

На фото: Иероглифы, найденные в храме, сейчас переехали в Карнак

Храм в Абидосе знаменит тем, что именно в нем был найден список всех царствующих фараонов Древнего Египта, от Менеса, основателя первой династии до Рамсеса I.

Абу-Симбел

Священная скала на западном берегу Нила, в которой по указанию Рамсеса II было высечено прямо в скале два храма. Красота и величие храмов свидетельствуют об уникальных технологиях и мастерстве египетских зодчих.

Первый храм, посвященный самому Рамсесу, немного больше по размерам, а на его стене высечена удивительная сцена, где фараон Рамсес поклоняется Рамсесу божеству. В стенах Абу-Симбел также справляли культы в честь Атона и бога Птаха.

Второе здание возвели в честь первой жены фараона, царицы Нефертари, и поклонялись в нем богине Хатхор.

Комплекс Мединет-Абу

В период Нового царства зародилась новая традиция в культуре, а именно возводить поминальные храмы. Они строились отдельно, и не были напрямую связаны с заупокойным комплексом фараона.

Первый такой храм возвел Рамсес III на западном берегу Нила, в местности Мединет-Абу, что недалеко от города Луксор. Небольшой по размерам заупокойный комплекс обнесен стеной с башнями, и стал ярким примером поминального храма правителей Нового царства.

Большое внимание египтяне уделяли обеспечению водой, и к величественному храму фараона был прорыт канал, и даже имелась пристань у стен храма.

Колоссы Мемнона

На месте, где сейчас возвышаются огромные скульптурные изваяния фараона Аменхотепа III, стоял храм, воздвигнутый в честь этого правителя XVIII династии.

От древнего храма, вход в который и охраняли эти две статуи, практически ничего не осталось, и судить о его монументальности мы можем только по размерам скульптур.

Намного позже колоссы были названы в честь героя Троянской войны Мемнона, имя которого буквально означает «правитель утренней зари». Колонны сильно повреждены и требуют полной реставрации.

Египетский Храм Хатшепсут

На трех скальных террасах в долине Дейр эль-Бахри в XV в. до н.э. был выстроен величественный заупокойный храм прославленной царицы Египта Хапшесут.

Он был возведен египтянином Сенмутом, а на строительство сложного архитектурного сооружения, высеченного прямо в скалах, ушло 9 лет. На то время культовая постройка являлась настоящим шедевром архитектуры, на площадках которого располагались озера и росли деревья.

Вход в храм украшал портик, по обеим сторонам которого находились статуи самой царицы с головами Осириса.

Эдфу

Типы египетских храмов менялись с течением времени, и уже в эпоху поздних царств стали возводить сложные архитектурные конструкции. Так храм Эдфу, начало строительства которого началось примерно в 237 году до н.э., стал вторым по величине после Карнакского.

Храм возвели в честь бога Хора, статуя которого установлена во внутреннем дворе. Высота пилонов достигает 36 м, а внутренний двор окружают 32 колонны.

Стены Эдфу украшены сценами из древнеегипетских мифов, а также посвящениями богу Хору и фараонам.

Храмы острова Филе

Красивейший остров посреди Нила считался у египтян священным, ведь именно на нем, согласно преданиям, был захоронен Осирис. Он считался неприступным, так право находиться на нем имели только посвященные жрецы.

На острове были выстроены культовые сооружения. В начале IV столетия до н.э., первый храм в честь богини Хатхор возвел фараон Нектанеб I. Во времена императора Траяна был возведен знаменитый киоск императора, который и являлся, вероятно, главным входом в огромный храм Исиды.

Кроме того, на чудесном острове сохранились пилон с колоннадой, но большой храм богини Исиды практически не сохранился.

Ком Омбо

В долине Нила в городе античной эпохи Нубит был выстроен уникальный храм, в котором справляли культы двум древнеегипетским божествам.

Симметричный храм строился в течение почти 150 лет, с 180 по 47 годы до н.э., когда Египет находился под властью Птолемеев. Храм имел два входа, у которых посетителей встречали величественные скульптуры божеств, справа — могущественный Гор с головой сокола, а слева стоял с головой крокодила грозный Себек.

Если рассматривать архитектурные особенности сооружения, то это, по сути, два храма, которые зеркально отображают друг друга.

Храм Калабша

В период римского владычества, примерно в 30 году н.э., в честь нубийского бога солнца Мандулиса был выстроен большой храм на правом берегу священного Нила.

Это было довольно большое сооружение, шириной в 22 м и длиной 76 м. Строительство началось в правление императора Октавиана Августа, но до конца архитектурный замысел так и не довели.

Как и многие памятники архитектуры Древнего Египта, храм перенесли в ходе строительства Асуанской плотины.

Хонсу

В эпоху Нового царства в правление Рамсеса III началось строительство небольшого храмового комплекса в честь египетских богов.

Завершили строительство уже в античный период. Фараон Нектанеб I выстроил большой гипостильный зал, а Птолемей III выстроил у храма огромные ворота, которые время сохранило и до наших дней.

Храм неоднократно перестраивался, и можно увидеть несоответствие некоторых архитектурных элементов по сравнению с первоначальным замыслом.

Луксорский Храм

В южной части Фив был выстроен величественный храм в честь бога Амона-Ра. Кроме верховного божества Древнего Египта в нем поклонялись также царице неба Мут и сыну Амона Хонсу. Он стал ярким примером архитектурного стиля Нового царства.

Центральная часть строения была возведена при фараоне Аменхотепе III, а его последователи достроили двор, окруженный 74 клонами. Здание являлось местом проведения фестиваля Опет, на который собирались жители Верхнего Египта.

Во время празднеств статуи божеств торжественно переносили из карнакских храмов, которые были соединены мощеной дорогой с луксорским. Сегодня посещение этого места является важнейшей частью туристических маршрутов по Египту.

Карнакский храм

Сейчас, по сохранившимся архитектурным элементам, можно только представить какой могущественный был храм, возведенный в честь древнеегипетской триады божеств — Амона, Мут и Хонса.

Карнакский храмовый комплекс основали приблизительно в 3200 году до н.э, и он стал главным святилищем египтян. Каждый фараон считал своим высшим долгом внести свой вклад в архитектурный облик храмов. Так, фараон Иниотеф I воздвиг здесь восьмигранную колонну, а Хапшесут создала отдельное святилище в честь богини Мут.

Самым значительным строением комплекса является храм бога Амона-Ра, выстроенный фараонами XVIII династии.

Сложно описать красоту древнеегипетских храмов. Величественные и монументальные культовые сооружения древних египтян предназначались богам, а также возводились, чтобы показать могущество государства. Все обряды и ритуалы в стенах этих сакральных мест проводили жрецы, а само слово «храм» в Древнем Египте изображалось иероглифом, который буквально обозначал «дом, в котором проживают боги».

Храмовые комплексы Древнего Египта давно вошли в сокровищницу мировой культуры, став молчаливыми свидетелями истории, которые, впрочем, многое могут рассказать о далеком прошлом человечества.

Автор статьи: Валерий Скиба

Page 2

Функциональный элемент, обеспечивающий вертикальные связи, который мы называем лестница, давно и прочно вошёл в нашу жизнь. Сейчас их можно купить или заказать в любом магазине и специализированной мастерской. Но в нашей статье представлены настоящие памятники архитектуры, которые украшают города и помогают взобраться к горным вершинам. Начинаем нашу экскурсию, чтобы узнать, где раскинулась самая длинная лестница в мире.

11 самых длинных лестниц мира:

11

 Потёмкинская лестница

Начнём с достопримечательности Украины, расположенной в Одессе. С первых дней основания город на берегу Чёрного моря строился по античным образцам, и потому трапециевидная лестница стала его главным украшением.

Заложили и построили её в первой половине XIX столетия, а состоит она из 10 маршей и 192 ступеней. Первоначально было 200, но при расширении порта первые 9 ступеней утратили.

О достопримечательности Южной Пальмиры писали песни и посвящали стихи. Она выступает героем многих художественных фильмов, американский писатель Марк Твен назвал великолепной.

10

 Лестница Иакова

В 1829 году в Джеймстауне, что раскинулся на острове святой Елены, появилась крутая лестница с углом подъёма 45°. На вершине горы располагался военный гарнизон, и она соединяла его с городом.

В ней 699 ступеней, а высота равна 200 м. Местные жители говорят, что при подъёме она разбивает сердце, а при спуске сломает вам шею.

Действительно, она настолько крутая, что подняться или спуститься по ней решаются только смелые люди с крепкими нервами.

9

 Горная спираль

Ещё один аттракцион не для слабонервных людей. У подножия горы Тайхань в китайском Линьчжоу ступени, расположенные по спирали, уносят туристов прямо в небо.

Высота чудо-конструкции 92 м, и пускают на неё только людей с отменным здоровьем, и не старше 60 лет. Поднимаясь, без риска для жизни можно ощутить все прелести альпинизма, не имея специального снаряжения.

На половине пути с ног сбивает сильный ветер, а сама конструкция начинает поскрипывать. На вершине устроена смотровая площадка, с корой можно разглядеть все прелести горного хребта.

8

 К порогу часовой башни

Головокружительные достопримечательности Европы продолжает лестница, ведущая к часовой башне в австрийском городке Грац. На фото крутая ступенчатая конструкция, убегающая ввысь на высоту 70 м.

Зигзагообразная конструкция из 260 ступеней начинается на площади Шлоссбергплатц и ведёт прямо на вершину холма, где стоит знаменитая башня.

Строили её в стратегических целях, чтобы по кратчайшему пути можно было добраться до оборонительных сооружений города. Помимо башни, на вершине туристы могут осмотреть руины древней крепости и замка.

Кстати, на нашем сайте thebiggest.ru есть увлекательная статья о ТОП-10 самых несокрушимых средневековых замках.

7

 Лестница Гастелугаче

Небольшой островок Гастелугаче лежит в Бискайском заливе, и соединён с материковой Испанией рукотворным мостом.

На острове только одно здание. Это часовня Doniene Gaztelugatxeko, встроенная в Х веке и освящённая в честь Иоанна Крестителя.

Есть здесь ещё одна достопримечательность — лестница в 241 ступень. Она проходит по мосту над заливом, а потом ведёт туристов к старинному скиту Х столетия.

Читайте также: Самые длинные мосты в мире.

6

 Каменное чудо столицы Инков

Высоко в горах, на высоте почти 2 500 м над уровнем моря раскинулись величественные здания и постройки города инков Мачу-Пикчу.

Во время исследования было открыто множество объектов, в том числе и великолепная каменная лестница, созданная примерно 500 лет назад.

Вымощенная плоскими камнями, она ведёт к священной площади, поднимаясь через террасы по гранитному склону к вершине скалы. На вершине лежит многоугольный камень «интиуатана». Инки назвали его «Место, где привязано солнце».

5

 Гора де Бюрена

В бельгийском городе Льеж в 1881 году возвели лестницу в 374 ступенек. Из городского квартала по ней поднимались солдаты в крепость, расположенную на вершине холма, а потому её часто именуют «солдатская лестница».

Сейчас на месте военного гарнизона раскинулся великолепный парк. На пролётах конструкции предусмотрены площадки для отдыха с удобными скамейками.

В вершины холма открывается живописный вид на историческую часть Льежа и набережные реки Мез.

4

 Деревянное чудо

На протяжении 1 600 м раскинулось 4 444 ступени самой длинной деревянной лестницы на планете. Находится она электростанции небольшого норвежского городка Флёрли.

Возвели её в начале ХХ века, а сейчас это объект исторического наследия Норвегии. При подъёме она поскрипывает, а общая её высота равна 760 м.

Поднявшись на самый верх можно рассмотреть красоты норвежских фьордов, а также насладиться великолепием старинного здания в стиле арт-нуво.

3

 Небесные врата

В Азии много природных чудес, одно из которых находится на горе Таймень в Китае. Это самая высокая пещера, называемая «Небесные врата».

Подняться к природной достопримечательности можно по 999 ступеням необычной горной лестницы. Поднимаясь, можно насладиться великолепными горными пейзажами, а само число ступеней считается в Поднебесной священным.

Тем, кто слаб здоровьем и не решается на экстремальное восхождение, редакция thebiggest.ru советует подняться на фуникулёре.

2

 Колодец Чанд-Баори

Стоит обратить внимание и на уникальный комплекс в Индии, расположенный у небольшой деревушки Абенери.

Архитектурный ансамбль представляет собой симметричный колодец, уходящий на глубину в 30 м, своеобразная перевёрнутая пирамида состоит из 3 500 ступеней.

По ним можно спуститься к воде, а с одной стороны колодца есть помещение, где стоят роскошные резные скульптуры и величественные колонны.

1

 Гора Низен

Самая длинная лестница в мире находится в швейцарских Альпах и имеет 11 674 ступеньки. К тому же это самая длинная, когда-либо созданная в истории человечества.

Длина её 3,5 км, а находится она на высоте 1 670 м над уровнем моря. Вход для туристов закрыт, и пользуются ей только рабочие. Туристам, чтобы подняться на вершину горы предлагают воспользоваться фуникулёром, пути которого проложены параллельно инженерному чуду.

Один день в году на лестнице проводятся соревнования среди бегунов. Почти 500 спортсменов соревнуются, кто первый взберётся на вершину по крутым ступеням.

фото самых Длинных лестниц российских городов

6

 Москва

В длинной московской лестнице 121 ступень, но больше славиться столица России своим метро, в котором функционируют около 800 лестниц. И это без учёта эскалаторов.

Они украшены декоративной мозаикой, изящными скульптурами, а своды над ними роскошными фресками и керамикой. Московский метрополитен своеобразный трансформер, способный перевоплотиться в подземный город. В годы войны здесь работали магазины, аптеки, кинотеатры.

А том, где находится самое глубокое метро в мире на нашем сайте thebiggest.ru можно прочитать в этой статье.

5

 Санкт-Петербург

Красивейший город мира славится своими великолепными памятниками истории и архитектуры, а в Павловском парке находится красивейшая и большая каменная лестница.

У подножия расположились скульптуры львов. Два из них выполнены из мрамора, а два отлили из чугуна. Выстроили её в 1799 году. С вершины открываются прекрасные виды на весь парк. Она пострадала в годы Великой Отечественной войны, но её быстро реставрировали.

На most-beauty.ru есть очень интересная статья о самых красивых лестницах в мире. Очень советуем посмотреть на эти произведения искусства.

4

 Пермь

В Перми длиннейшая городская лестница соединяет жилой микрорайон «Вышка-II» и Соликамский тракт. В 2011 году её реставрировали, и сейчас ей ежедневно пользуется более 5 тысяч человек.

Выстроена она была для сотрудников Машиностроительного завода, а потом уникальное инженерное сооружение приняли на баланс города. Сооружённые человеком пролёты позволяют значительно сократить расстояние от «верхней» до «нижней» точки Мотовилихинского района Перми.

Читайте также: Самые крупные города России.

3

 Мурманск

Город-порт строился террасами, и потому в нём много лестниц, а вот длиннейшая в российском северном городе ступенчатое сооружение связывает улицу имени Саши Ковалёва и ведёт к Нижнеростинскому шоссе.

В лестнице 429 ступеней, и о её длине могут судить те, кто каждый день пользуется этой конструкцией. Построили её в конце 70-х годов ХХ века. Она возвышается над зелёной сопкой, и на сегодня стала одной из главных достопримечательностей города.

2

 Чкаловская лестница

В исторической части Нижнего Новгорода на месте Волжского откоса в 1949 году была торжественно открыта красивая длинная лестница. Выстроена она в виде восьмёрки, а все пролёты содержат 506 ступеней. Пролёты спускаются к Волге, где стоит катер «Герой».

На вершине холма стоял памятник прославленному советскому лётчику Валерию Чкалову, из-за чего она и получила своё наименование. Рядом Георгиевская башня древнего кремля. До 2014 года она была длиннейшей в России, но с присоединением Крыма утратила свой рекордный статус.

1

 От монастыря на пляж

Самая длинная лестница в Крыму и в России проложена на мысе Фиолент у Георгиевского монастыря недалеко от Севастополя. Согласно преданиям православный храм был основан на скалистом мысу в 891 году, но лестница значительно моложе.

В конце XIX столетия для удобства в скале вырубили лестницу в 785 ступенек. Она спускается берегу моря своеобразным серпантином, окружённая зарослями можжевельника. На сооружении есть несколько смотровых площадок, с которых открываются великолепные виды на морской залив и прибрежные скалы.

Заключение

Вот мы и узнали много нового о такой удивительной конструкции, которую придумали ещё древние люди. А главное, узнали, сколько ступеней в самой длинной на планете лестнице и на вершину какой горы Швейцарии ведёт самая длинная лестница в мире.

Автор статьи: Валерий Скиба

thebiggest.ru

Храмы Древнего Египта | Архитектура и Проектирование | Справочник

Храмы Древнего Египта: Планы храмов. Святилище. Гипостилъный зал. Передний двор и пилон. Последовательное расширение плана храмов. Перспективный план и общее расположение Карнака. Постройки, связанные с храмом.

Рассматриваемые архитектурные объекты Древнего Египта: Храмовый комплекс Карнака. Храм Сфинкса. Храм Дендера. Мединет-Абу. Южный Храм в Фивах. Луксорский храм. Храм в Эдфу. Рамессеум. Храм Рамсеса II в Ибсамбуле. Храм Сети в Абидосе. Дейр-эль-Бахри. Элефантинский храм. Огюст Шуази. История архитектуры. Auguste Choisy. Histoire De L'Architecture

Египетская архитектура делится на две четко различимые группы: с одной стороны — жилища, с другой — гробницы и храмы. Жилища людей недолговечны, Они строились из непрочных материалов — глины и дерева. Гробницы и храмы, посвященные религиозным верованиям и памяти мертвых, строились для вечности и обладают той неразрушимой прочностью, которую часто ошибочно приписывают всем сооружениям древней египетской архитектуры.

ХРАМ

План. — Описание Страбона знакомит нас с общим планом египетского храма. Основной план храма состоит из следующих частей: Святилище (S) — наиболее удаленная часть храма, предназначенная для пребывания божества. Вокруг святилища расположены помещения служебного назначения, а перед ним — зал, «наос» (N), доступный только для посвященных. Перед наосом N— обширный двор А, окруженный портиками, куда допускались молящиеся.

Рисунок 42 воспроизводит один из храмов общего архитектурного комплекса Карнака. План предельно прост и четок. Нарастание эффектов достигается простейшими приемами. В большей части храмов, по мере приближения к святилищу, уровень пола повышается, плафон опускается ниже, темнота увеличивается, священный символ окружен сумраком.

Рис. 42  Рис. 43

Святилище. — Святилище почти всегда представляет собой прямоугольное помещение, украшенное только рельефами или надписями. В египетском храме нет огромной статуи, которую мы обычно встречаем в глубине греческого храма. Святилище иногда совершенно пусто, но обычно в нем находится фетиш или символ — ковчег, священная ладья и жертвенный стол.

Встречаются святилища, высеченные из цельного гранита. В Карнаке коридор отделяет святилище от окружающих помещений. Гранитный плафон перекрыт настилом из плит песчаника (рисунок 43). Двойное перекрытие разделяется, таким образом, воздушной прослойкой, защищающей внутреннее помещение от колебаний наружной температуры.

Гипостилъный зал. — Все искусство зодчего раскрыто в архитектуре гипостильных зал, расположенных перед святилищем. Площадь гипостильного зала Карнакского храма (рисунки 44 и 45) равняется половине двора Лувра. Перекрытие такого большого пространства не представляло особых трудностей благодаря множеству колонн, делящих его на узкие пролеты. Вопрос заключался лишь в том, как осветить это помещение.

В стенах никогда не пробивали окон. Два центральных ряда колонн были выше остальных (рисунок 44), благодаря чему свет проникал в промежутки между двумя уровнями плафона. Отдушины в стенах давали дополнительный свет. Эти отдушины входят в употребление со времен постройки храма Сфинкса. В Рамессеуме вертикальные отдушины на некотором расстоянии друг от друга устроены в самых плитах террасы кровли. Впрочем, возможно, что эти отверстия служили не столько для освещения, сколько для вентиляции.

Примечание: Ошибочное название переднего памятника, «пропилеи» поминального храма Хефрена (начало третьего тысячелетия до н. э.).

Центральные ряды колонн обычно имеют капитель в форме распустившегося цветка лотоса, а остальные сохраняют архаическую форму бутона. Фасад, замыкающий наос и служащий входом в него, в течение разных эпох подвергался наибольшим изменениям.

 

Рис. 44

Рис. 45

Рис. 46

В эпоху фиванских династий фасад представляет собой просто стену с единственной дверью, через которую можно было видеть внутренность храма. Впрочем, есть много исключений из этого правила. Так, в Аб-дель-Гурке, начиная с XVIII династии, гипостильный зал замыкается со стороны двора колоннадой вместо сплошной стены.

Позднее этот конструктивный прием начинает преобладать, и ко времени развития отношений между Египтом и греческим миром фасад наоса в виде колоннады становится обычным и переходит из Египта в Грецию (рисунок 46).

Рисунок 46 воспроизводит сравнительно поздний храм Дендера. Замыкающая стена не доходит доверху и представляет собой лишь низкую каменную ограду между колоннами. Тот же прием мы видим в Филе, в Эснехе и т. д.

Очень часто гипостильный зал представляет собой перекрытый впоследствии двор. В этом случае фасадом наоса служит пилон.

Передний двор и пилон. — Передний двор окружен двойным или тройным рядом портиков. При входе стоят гигантские массивы пилонов, обычно представляющих собой высокую массивную стену (рисунок 47) с одной скошенной плоскостью. Пилон зажимает портал двери и увеличивается карнизом с выкружкой. Поверхность стен покрыта рельефами, не оставляющими свободным ни малейшего пространства. Скульптура дополняет архитектуру, не подавляя ее и не нарушая строгой непрерывности линий. Перед пилоном расположены мачты, остроумное прикрепление которых показано на рисунке 48.

Рис. 47 Рис. 48

Примечание: Мачты с вымпелами украшали наружный фасад пилонов и располагались обычно симметрично по сторонам от входа, перед обоими пилонами. Число их варьировалось: так например, в большом Карнакском храме было по 8 шестов с вымпелами у каждого пилона.

По бокам дверного портала высятся обелиски — коммеморативные стелы с именами основателя.

Примечание: Возникновение формы обелиска восходит к V династии эпохи Древнего царства (середина третьего тысячелетия до н. э.). Таков, например, обелиск на мастабообразном цоколе в солнечном храме фараона Наузир-Ра. В эпоху Среднего царства (начало второго тысячелетия до н. э) обелиски вытягиваются и становятся более элегантными (например обелиск Сенусерта I; высота 20,5 м). Высота обелисков эпохи Нового царства еще более увеличивается: высота обелиска Тутмоса III 37 м, Хатшепсут 29,5 м, Тутмоса I—20 м и т. д.

Наконец двойной ряд овнов и сфинксов завершают грандиозную композицию.

Примечание: Самая длинная аллея сфинксов с головами овнов соединяет Карнакский и Луксорский храмы (время Рамсеса II, 1292—1225 гг.).

Последовательное расширение плана храмов. — Египетский храм никогда не являлся вполне законченным целым. В описанном выше храме каждый из последующих фараонов перестраивал дворы в крытые залы, строил новые дворы, ставя перед ними новые пилоны. При таком постепенном разрастании храма план его усложнялся, приобретая громадные размеры, подобные комплексу храмов в Карнаке, занимающему больше трех гектаров.

Рис. 49

Рис. 50

Рис. 51

Рисунок 49, S изображает первоначальный план южного храма в Фивах: святилище с примыкающими к нему служебными помещениями, гипостильный зал, передний двор, пилон.

На рисунке 49, М (Мединет-Абу) три гипостильных зала следуют один за другим, за передним двором — еще один двор, позднейшей постройки.

На рисунке 49, Е (Эдфу) мы видим двойной гипостилыный зал; фасад заменен колоннадой, характерной для эпохи Птолемеев.

На рисунке 51 изображены рядом планы двух величайших храмов в Египте, а может быть, и во всем мире. Места последовательных пристроек отмечены штриховкой.

План L показывает Луксорский храм с его пристройками и неправильными очертаниями.

М — первоначальное святилище с примыкающими к нему двумя гипостильными залами; к ним пристроен третий, за которым расположен открытый двор с пилоном. Перед пилоном Р, который некоторое время служил фасадом храма, тянется продолговатая галерея Q, вероятно представляющая недостроенный гипостильный зал.

Перед этим незаконченным залом помещается двор R, неправильная четырехугольная форма которого обусловливается близостью нильского русла. Дальше — второй пилон S, два обелиска и аллея овнов. Последний двор построен Рамсесом II.

Рисунок 50 представляет перспективный план Карнака. Общее расположение его масс показано на рисунке 51, К. Карнак — в действительности еще более сложное сооружение и подвергался еще большим перестройкам.

Ядро храма восходит по крайней мере к XII династии. Последующие пристройки принадлежат к эпохе великих Ливанских династий. Хотя каждая часть храма и носит имя основателя, тем не менее этой хронологии доверять нельзя, так как фараоны имели обыкновение стирать имена своих предшественников и заменять их своими именами.

Первоначальные части храма расположены вокруг гранитных зал А, которые являются остатками или воспроизведением древнего святилища. Первоначальный храм не имел пилона, который впервые был сооружен Тутмосом I (XVIII династия) (пилон а). Тот же Тутмос I построил впереди этого пилона второй, более монументальный пилон В, а затем — еще более великолепный, третий пилон С.

Между пилонами В и С первоначально был расположен двор, украшенный двумя обелисками в честь царицы Хатшепсут, правившей во время малолетства Тутмоса III. Пространство между пилонами В и С было позднее обращено в гипостильный зал, и обелиски были скрыты массивами колонн. Новые сооружения окружили первоначальные постройки. Тутмос III обнес все пространство новой стеной, создал новый фасад и пристроил в Т портик.

Аменхотеп III пристроил к храму четвертый пилон D, Рамсес I возвел еще один пилон F. Сети I перестроил двор Е, находившийся между двумя этими пилонами, в гипостильный зал. Создание этого грандиознейшего в мире произведения архитектуры связано с именами Сети I и его наследника Рамсеса II. Ширина этого зала более 100 м, высота 23 м, толщина колонн равняется толщине Вандомской колонны.

Перед этим гипостильным залом расположен еще один передний двор G. Этот двор и замыкающий его пилон были последними по времени постройками Карнакского храма и принадлежат Шешонку, фараону XXII династии. Двор этот относится к X в. до н. э. (за 100 лет до постройки Иерусалимского храма и за 500 лет до Парфенона). В него включено несколько более древних святилищ. Между ними — храм К. план которого приводится на рисунке 42.

Чтобы получить полное представление о Карнаке, надо себе представить, что центральная группа зданий была окружена отдельными храмами, иногда достигавшими значительных размеров, священными водоемами и боковыми аллеями, где пилоны перемежаются с рядами сфинксов и овнов. Одна из таких аллей длиной около 2 км соединяет Луксорский храм с Карнакским.

К этим гигантским храмам можно отнести Рамессеум, построенный Рамсесом II, Мединет-Абу — постройку Рамсеса III, Филэ, Эснех, который был основан в глубокой древности, но от которого до нас дошла лишь архитектура эпохи Птолемеев и римского владычества. Все эти храмы создавались таким же образом, как и Карнакский.

Другие типы храмов. — Подобный способ расширения храмовых построек был возможен только на плоской равнине и не всегда был осуществим на всем протяжении узкой долины реки Нила. В Эфиопии храмы Ибсамбула, Бэт-эль-Уали, Герф-Госсейн вырублены в склонах скал. Рисунок 52 представляет план и разрез храма Рамсеса II в Ибсамбуле с колоссами, высеченными в массиве скалы.

В Абидосе храм Сети I (рисунок 53, А) развертывается в долине, пока ось его не достигает горы. Здесь она поворачивает под прямым углом, и задняя часть храма располагается вдоль подножия горы.

План Дейр-эль-Бахри В занимает промежуточное положение между абидосским и ибсамбульским, а именно — одна часть его расположена снаружи, и другая внутри скал.

В Дейр-эль-Бахри следует отметить еще одну особенность: этот храм расположен на поднимающихся уступами террасах. По-видимому, это единственный из египетских храмов, в котором сохранились в одном из дворов следы жертвенника. Храм этот относится к эпохе первых сношений Египта с Месопотамией, и возникает предположение, не был ли он построен под влиянием зиккурат. Так или иначе, Дейр-эль-Бахри выпадает из обычного типа египетских храмов.

Примечание: Полупещерныи храм царицы Хатшепсут в Дейр-эль-Бахри, представляя собой иной архитектурный тип по сравнению, например, с большими храмами в Луксоре и Карнаке, имеет, однако, с ними и некоторые аналогии. Насколько представляется возможным реконструировать храм Ментухотепов Среднего царства, надо признать здесь ряд сходных, черт с упомянутым храмом Нового царства.

Что касается небольших храмов, то их планы довольно различны. Самый древний из всех — храм Сфинкса, построенный в виде буквы Т. Изящный план Элефантинского храма (рисунок 54), представляющего собой целлу, окруженную портиками, повторяется впоследствии греческими храмами.

Рис. 52

Рис. 53

Рис. 54

Примечание: Ошибочное название переднего памятника, «пропилеи» поминального храма Хефрена (начало третьего тысячелетия до н. э.).

Постройки, связанные с храмом. — К постройкам, связанным с храмом, относятся прежде всего служебные постройки, сгруппированные около святилища. Центром таких пристроек часто служит двор, расположенный позади святилища.

В Дендера в разрушенных стенах были найдены тайники, где могли сохраняться от воров предметы культа. Затем идут строения, предназначавшиеся, по-видимому, для школ, наподобие медрессе при мусульманских мечетях.

И, наконец, необходимые в эпоху, когда деньги еще не были известны, — склады для жертвоприношений и податей, уплачиваемых натурой. Целый квартал позади Рамессеума занят длинными галереями, тесно прилегающими друг к другу и перекрытыми коробовыми сводами. В этих кладовых собирались приношения. Храм представлял собой целый город с жилищами жрецов и сокровищницами, в которых хранились его богатства. Все строения были обнесены кирпичной стеной, придававшей храму вид крепости.

Огюст Шуази. История архитектуры. Auguste Choisy. Histoire De L'Architecture

arx.novosibdom.ru

Древние храмы Египта: 10 самых загадочных строений

Храм в Древнем Египте – главная сокровищница мудрости, учености и религиозных культов. В него приходили люди, чтобы узнать судьбу или пожертвовать богам часть своего имущества для получения удачи. Они служили мостами между миром людей и потусторонним царством мертвых.

Архитектура древнего Египта: храмы

Из-за того, что «страна папируса» полностью лишена леса, главным строительным материалом для сооружений был камень и кирпич-сырец. Для домов крестьян использовалась грязь из Нила. Древние храмы Египта сооружались из камня или вырубались в скалах. Возводили религиозные сооружения по приказам фараонов и украшали максимально роскошно и торжественно. Особой формой поклонения богам были пирамиды. В них хоронились только самые могущественные правители государства.

Типы храмов Древнего Египта

Историки и архитекторы выделяют 3 типа храмов Древнего Египта:

  • Пещерные. Такие сооружения вырубались в скалах при помощи обычных камней и других простых орудий труда. Самые известные храмы этого типа расположены в Абу-Симбеле. Они поражают колоссальными размерами и огромным количеством вырубленных из камня скульптур.
  • Периптеральные. Простые, но изящные и красивые святилища богов Древнего Египта. Жертвенник в них окружен колоннами и вертикальными стенами. Красивейшие периптеральные храмы находятся в Элефантине и Мединет-абу.
  • Более поздние. Сооружения периода упадка Египта, в который архитекторы пытались наложить черты и детали греческой архитектуры на египетскую. Лучше храмы этого типа обнаружены в Филе, Эдфу, Калабше.

Храмовые комплексы Древнего Египта

Великий Храм Мединет-Абу

Огромный храмовый комплекс на берегу реки Иордан. Первое сооружение в нем – небольшой храм в честь Амун был построены при фараонах Хатшепсут и Тутмосе III. Рамсес III возле них приказал соорудить свою гробницу и окружить весь комплекс, вместе с цехами и жилыми домами ремесленников большой кирпичной стеной. В IX веке, после эпидемии чумы жители покинули Мединет-Абу. Сейчас комплекс открыт для посещения.

Храм мединет абу

Храм Ком Омбо

Храм Ком Омбо называют «зеркальным». Он включает 2 одинаковых сооружения, которые стоят друг напротив друга. Строение возведено во времена Птолемеев. Левая часть посвящена богу Себеку (с головой крокодила), а правая Хароерису (с головой сокола). Храм Ком Омбо расположен в одноименном городе, на восточном берегу Нила. Комплекс открыт для туристов и подсвечен специальными приборами в ночное время суток.

Ъам Ком Омбо

Колоссы Мемнона

Колоссы Мемнона – две статуи высотой по 18 метров, которые изображают фараона Аменхотепа III. На боковых панелях воссоздан образ бога реки Нил – Хапи. У ног правителя высечены барельефы его жены и матери. Возраст скульптур – приблизительно 3400 лет. Материалом их для возведения служили блоки из кварцитного песчаника, которые были изготовлены возле нынешнего Каира и перемещены на расстояние в 670 км. Колоссы стоят в некрополе Фив, напротив города Луксор.

Колоссы Мемнона

Храмы острова Филе

Остров Филе во времена Древнего Египта был центром поклонения богине Изиде. Комплекс острова состоит из храма Нектанеба, храма Хатор, павильона Трояна и монументального храма Исиды. Сам остров первоначально располагался на скальной гряде, у первого порога Нила, но в 60-е годы был затоплен водохранилищем, которые возникло после возведения Асуанской ГЭС. Все сооружения с него были перенесены на островок Аджликия, где были точно воссозданы топографические условия Филе.

Остров Филе: храмы Египта

Храм Эдфу

Храм Эдфу – второй по величине храм Египта. Его строительство продолжалось с 237 по 57 годы до нашей эры и было закончено при Птолемее XII – отце легендарной царицы Клеопатры. Сооружение посвящено богу с головой ястреба – Хору. Размеры храма – 137 на 79 метров. Максимальная высота пилонов – 36 метров. Комплекс состоит из внутреннего двора, колонного зала, библиотеки, жертвенника, лаборатории и многих других помещений. Храм расположен у города Эдфу, в 100 км южнее Луксора.

Храм Эдфу

Храм Сети I в Абидосе

Сети I – фараон-отец знаменитого Рамсеса II. Он правил 1290-1975 годах до нашей эры и построил в честь себя и своего отца большой храмовый комплекс. До нынешнего времени сохранились основное здание сооружения. Стены и вспомогательные постройки были разрушены в процессе сельскохозяйственной деятельности, которая велась возле храма. Комплекс находится в некрополе города Фивы.

Храм Египта Сети I Абидос

Египетский Храм Хатшепсут

Египетский Храм Хатшепсут – гробница легендарной царицы, которая правила Египтом в 1479-1458 годах. Сооружение комплекса началось сразу после вступления принцессы на трон и продолжалось даже после ее смерти. Террасы храма достигают высоты 30 метров и когда-то были обсажены зеленью. Уникальное здание находится в местечке Дэйр-эль-Бахри, возле Луксора.

Пирамиды и храмы древнего Египта

Луксорский Храм

Луксорский храм – одно из самых величественных сооружений Египта. Он посвящен Амону, Муту и Хонсу и соединен аллеей сфинксов с Карнакским храмом. У входа в него стояли 4 огромных монолитных скульптуры. Одна из них в середине XIX века украсила площадь Согласия в Париже. Луксорский храм занимает важное место в программе круизов по Нилу.

Храмовые комплексы древнего Египта

Абу Симбел

Два храма-близнеца, которые высечены в скале высотой 100 м. Большой храм посвящен фараону Рамсесу II и богам Амону, Ра-Хорахти и Птаху. Малый в честь жены правителя – Нефертити и богини Хатхор. В 1964-1968, при затоплении водохранилища Асуанской ГЭС комплекс был разрезан на большие блоки и перенесен на 65 метров выше 200 метров дальше от Нила. Доехать до храма из Каира можно за 4 часа на автобусе.

Карнакский Храм Древнего Египта

Самый большой древний культовый комплекс, который найден археологами. Он возведен в честь трех главный божеств Египта – Амона-Ра, его жены Мут и сына Хонса. Только колонный зал храма имеет площадь 5 000 кв. м. Строительство сооружения длилось более 500 лет, с 1570 по 1100 года до нашей эры. Комплекс включен в список наследия ЮНЕСКО. Он расположен в 2,5 км севернее Луксора и ежедневно открыт для посетителей.

Архитектура древнего Египта: храмы

Смотрите также:

Мистерическое значение храмов 

Интерьер Древней Греции

drevniy-egipet.ru

Храмы Древнего Египта | Архитектура Древнего мира

Глава «Храмы» раздела «Архитектура Древнего Египта» из книги Огюста Шуази «История архитектуры» (Auguste Choisy, Histoire De L'Architecture, Paris, 1899). По изданию Всесоюзной академии архитектуры, Москва, 1935 г.

Египетская архитектура делится на две четко различимые группы: с одной стороны — жилища, с другой — гробницы и храмы. Жилища людей недолговечны, Они строились из непрочных материалов — глины и дерева. Гробницы и храмы, посвященные религиозным верованиям и памяти мертвых, строились для вечности и обладают той неразрушимой прочностью, которую часто ошибочно приписывают всем сооружениям древней египетской архитектуры.

План. — Описание Страбона знакомит нас с общим планом египетского храма. Основной план храма состоит из следующих частей: Святилище (S) — наиболее удаленная часть храма, предназначенная для пребывания божества. Вокруг святилища расположены помещения служебного назначения, а перед ним — зал, «наос» (N), доступный только для посвященных. Перед наосом N— обширный двор А, окруженный портиками, куда допускались молящиеся.

Рисунок 42 воспроизводит один из храмов общего архитектурного комплекса Карнака. План предельно прост и четок. Нарастание эффектов достигается простейшими приемами. В большей части храмов, по мере приближения к святилищу, уровень пола повышается, плафон опускается ниже, темнота увеличивается, священный символ окружен сумраком.

Рис. 42 
Рис. 43

Святилище. — Святилище почти всегда представляет собой прямоугольное помещение, украшенное только рельефами или надписями. В египетском храме нет огромной статуи, которую мы обычно встречаем в глубине греческого храма. Святилище иногда совершенно пусто, но обычно в нем находится фетиш или символ — ковчег, священная ладья и жертвенный стол.

Встречаются святилища, высеченные из цельного гранита. В Карнаке коридор отделяет святилище от окружающих помещений. Гранитный плафон перекрыт настилом из плит песчаника (рисунок 43). Двойное перекрытие разделяется, таким образом, воздушной прослойкой, защищающей внутреннее помещение от колебаний наружной температуры.

Гипостилъный зал. — Все искусство зодчего раскрыто в архитектуре гипостильных зал, расположенных перед святилищем. Площадь гипостильного зала Карнакского храма (рисунки 44 и 45) равняется половине двора Лувра. Перекрытие такого большого пространства не представляло особых трудностей благодаря множеству колонн, делящих его на узкие пролеты. Вопрос заключался лишь в том, как осветить это помещение.

В стенах никогда не пробивали окон. Два центральных ряда колонн были выше остальных (рисунок 44), благодаря чему свет проникал в промежутки между двумя уровнями плафона. Отдушины в стенах давали дополнительный свет. Эти отдушины входят в употребление со времен постройки храма Сфинкса. В Рамессеуме вертикальные отдушины на некотором расстоянии друг от друга устроены в самых плитах террасы кровли. Впрочем, возможно, что эти отверстия служили не столько для освещения, сколько для вентиляции.

Примечание: Ошибочное название переднего памятника, «пропилеи» поминального храма Хефрена (начало третьего тысячелетия до н. э.).

Центральные ряды колонн обычно имеют капитель в форме распустившегося цветка лотоса, а остальные сохраняют архаическую форму бутона. Фасад, замыкающий наос и служащий входом в него, в течение разных эпох подвергался наибольшим изменениям.

Рис. 44
Рис. 45
Рис. 46

В эпоху фиванских династий фасад представляет собой просто стену с единственной дверью, через которую можно было видеть внутренность храма. Впрочем, есть много исключений из этого правила. Так, в Аб-дель-Гурке, начиная с XVIII династии, гипостильный зал замыкается со стороны двора колоннадой вместо сплошной стены.

Позднее этот конструктивный прием начинает преобладать, и ко времени развития отношений между Египтом и греческим миром фасад наоса в виде колоннады становится обычным и переходит из Египта в Грецию (рисунок 46).

Рисунок 46 воспроизводит сравнительно поздний храм Дендера. Замыкающая стена не доходит доверху и представляет собой лишь низкую каменную ограду между колоннами. Тот же прием мы видим в Филе, в Эснехе и т. д.

Очень часто гипостильный зал представляет собой перекрытый впоследствии двор. В этом случае фасадом наоса служит пилон.

Передний двор и пилон. — Передний двор окружен двойным или тройным рядом портиков. При входе стоят гигантские массивы пилонов, обычно представляющих собой высокую массивную стену (рисунок 47) с одной скошенной плоскостью. Пилон зажимает портал двери и увеличивается карнизом с выкружкой. Поверхность стен покрыта рельефами, не оставляющими свободным ни малейшего пространства. Скульптура дополняет архитектуру, не подавляя ее и не нарушая строгой непрерывности линий. Перед пилоном расположены мачты, остроумное прикрепление которых показано на рисунке 48.

Рис. 47
Рис. 48

Примечание: Мачты с вымпелами украшали наружный фасад пилонов и располагались обычно симметрично по сторонам от входа, перед обоими пилонами. Число их варьировалось: так например, в большом Карнакском храме было по 8 шестов с вымпелами у каждого пилона.

По бокам дверного портала высятся обелиски — коммеморативные стелы с именами основателя.

Примечание: Возникновение формы обелиска восходит к V династии эпохи Древнего царства (середина третьего тысячелетия до н. э.). Таков, например, обелиск на мастабообразном цоколе в солнечном храме фараона Наузир-Ра. В эпоху Среднего царства (начало второго тысячелетия до н. э) обелиски вытягиваются и становятся более элегантными (например обелиск Сенусерта I; высота 20,5 м). Высота обелисков эпохи Нового царства еще более увеличивается: высота обелиска Тутмоса III 37 м, Хатшепсут 29,5 м, Тутмоса I—20 м и т. д.

Наконец двойной ряд овнов и сфинксов завершают грандиозную композицию.

Примечание: Самая длинная аллея сфинксов с головами овнов соединяет Карнакский и Луксорский храмы (время Рамсеса II, 1292—1225 гг.).

Последовательное расширение плана храмов. — Египетский храм никогда не являлся вполне законченным целым. В описанном выше храме каждый из последующих фараонов перестраивал дворы в крытые залы, строил новые дворы, ставя перед ними новые пилоны. При таком постепенном разрастании храма план его усложнялся, приобретая громадные размеры, подобные комплексу храмов в Карнаке, занимающему больше трех гектаров.

Рис. 49
Рис. 50
Рис. 51

Рисунок 49, S изображает первоначальный план южного храма в Фивах: святилище с примыкающими к нему служебными помещениями, гипостильный зал, передний двор, пилон.

На рисунке 49, М (Мединет-Абу) три гипостильных зала следуют один за другим, за передним двором — еще один двор, позднейшей постройки.

На рисунке 49, Е (Эдфу) мы видим двойной гипостилыный зал; фасад заменен колоннадой, характерной для эпохи Птолемеев.

На рисунке 51 изображены рядом планы двух величайших храмов в Египте, а может быть, и во всем мире. Места последовательных пристроек отмечены штриховкой.

План L показывает Луксорский храм с его пристройками и неправильными очертаниями.

М — первоначальное святилище с примыкающими к нему двумя гипостильными залами; к ним пристроен третий, за которым расположен открытый двор с пилоном. Перед пилоном Р, который некоторое время служил фасадом храма, тянется продолговатая галерея Q, вероятно представляющая недостроенный гипостильный зал.

Перед этим незаконченным залом помещается двор R, неправильная четырехугольная форма которого обусловливается близостью нильского русла. Дальше — второй пилон S, два обелиска и аллея овнов. Последний двор построен Рамсесом II.

Рисунок 50 представляет перспективный план Карнака. Общее расположение его масс показано на рисунке 51, К. Карнак — в действительности еще более сложное сооружение и подвергался еще большим перестройкам.

Ядро храма восходит по крайней мере к XII династии. Последующие пристройки принадлежат к эпохе великих Ливанских династий. Хотя каждая часть храма и носит имя основателя, тем не менее этой хронологии доверять нельзя, так как фараоны имели обыкновение стирать имена своих предшественников и заменять их своими именами.

Первоначальные части храма расположены вокруг гранитных зал А, которые являются остатками или воспроизведением древнего святилища. Первоначальный храм не имел пилона, который впервые был сооружен Тутмосом I (XVIII династия) (пилон а). Тот же Тутмос I построил впереди этого пилона второй, более монументальный пилон В, а затем — еще более великолепный, третий пилон С.

Между пилонами В и С первоначально был расположен двор, украшенный двумя обелисками в честь царицы Хатшепсут, правившей во время малолетства Тутмоса III. Пространство между пилонами В и С было позднее обращено в гипостильный зал, и обелиски были скрыты массивами колонн. Новые сооружения окружили первоначальные постройки. Тутмос III обнес все пространство новой стеной, создал новый фасад и пристроил в Т портик.

Аменхотеп III пристроил к храму четвертый пилон D, Рамсес I возвел еще один пилон F. Сети I перестроил двор Е, находившийся между двумя этими пилонами, в гипостильный зал. Создание этого грандиознейшего в мире произведения архитектуры связано с именами Сети I и его наследника Рамсеса II. Ширина этого зала более 100 м, высота 23 м, толщина колонн равняется толщине Вандомской колонны.

Перед этим гипостильным залом расположен еще один передний двор G. Этот двор и замыкающий его пилон были последними по времени постройками Карнакского храма и принадлежат Шешонку, фараону XXII династии. Двор этот относится к X в. до н. э. (за 100 лет до постройки Иерусалимского храма и за 500 лет до Парфенона). В него включено несколько более древних святилищ. Между ними — храм К. план которого приводится на рисунке 42.

Чтобы получить полное представление о Карнаке, надо себе представить, что центральная группа зданий была окружена отдельными храмами, иногда достигавшими значительных размеров, священными водоемами и боковыми аллеями, где пилоны перемежаются с рядами сфинксов и овнов. Одна из таких аллей длиной около 2 км соединяет Луксорский храм с Карнакским.

К этим гигантским храмам можно отнести Рамессеум, построенный Рамсесом II, Мединет-Абу — постройку Рамсеса III, Филэ, Эснех, который был основан в глубокой древности, но от которого до нас дошла лишь архитектура эпохи Птолемеев и римского владычества. Все эти храмы создавались таким же образом, как и Карнакский.

Другие типы храмов. — Подобный способ расширения храмовых построек был возможен только на плоской равнине и не всегда был осуществим на всем протяжении узкой долины реки Нила. В Эфиопии храмы Ибсамбула, Бэт-эль-Уали, Герф-Госсейн вырублены в склонах скал. Рисунок 52 представляет план и разрез храма Рамсеса II в Ибсамбуле с колоссами, высеченными в массиве скалы.

В Абидосе храм Сети I (рисунок 53, А) развертывается в долине, пока ось его не достигает горы. Здесь она поворачивает под прямым углом, и задняя часть храма располагается вдоль подножия горы.

План Дейр-эль-Бахри В занимает промежуточное положение между абидосским и ибсамбульским, а именно — одна часть его расположена снаружи, и другая внутри скал.

В Дейр-эль-Бахри следует отметить еще одну особенность: этот храм расположен на поднимающихся уступами террасах. По-видимому, это единственный из египетских храмов, в котором сохранились в одном из дворов следы жертвенника. Храм этот относится к эпохе первых сношений Египта с Месопотамией, и возникает предположение, не был ли он построен под влиянием зиккурат. Так или иначе, Дейр-эль-Бахри выпадает из обычного типа египетских храмов.

Примечание: Полупещерныи храм царицы Хатшепсут в Дейр-эль-Бахри, представляя собой иной архитектурный тип по сравнению, например, с большими храмами в Луксоре и Карнаке, имеет, однако, с ними и некоторые аналогии. Насколько представляется возможным реконструировать храм Ментухотепов Среднего царства, надо признать здесь ряд сходных, черт с упомянутым храмом Нового царства.

Что касается небольших храмов, то их планы довольно различны. Самый древний из всех — храм Сфинкса, построенный в виде буквы Т. Изящный план Элефантинского храма (рисунок 54), представляющего собой целлу, окруженную портиками, повторяется впоследствии греческими храмами.

Рис. 52
Рис. 53
Рис. 54

Примечание: Ошибочное название переднего памятника, «пропилеи» поминального храма Хефрена (начало третьего тысячелетия до н. э.).

Постройки, связанные с храмом. — К постройкам, связанным с храмом, относятся прежде всего служебные постройки, сгруппированные около святилища. Центром таких пристроек часто служит двор, расположенный позади святилища.

В Дендера в разрушенных стенах были найдены тайники, где могли сохраняться от воров предметы культа. Затем идут строения, предназначавшиеся, по-видимому, для школ, наподобие медрессе при мусульманских мечетях.

И, наконец, необходимые в эпоху, когда деньги еще не были известны, — склады для жертвоприношений и податей, уплачиваемых натурой. Целый квартал позади Рамессеума занят длинными галереями, тесно прилегающими друг к другу и перекрытыми коробовыми сводами. В этих кладовых собирались приношения. Храм представлял собой целый город с жилищами жрецов и сокровищницами, в которых хранились его богатства. Все строения были обнесены кирпичной стеной, придававшей храму вид крепости.

archaic.totalarch.com


Смотрите также